Cайт католического прихода свв. апп. Петра и Павла в Великом Новгороде


В НАЧАЛО
ПРИХОДСКИЕ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
РАСПИСАНИЕ
БОГОСЛУЖЕНИЙ
ИСТОРИЯ
ПРИХОДА
ФОТОАЛЬБОМ
КОНТАКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ


Опубликовано в газете «Приходской вестник», № 5 от 4 апреля 1999 г.

ПАСХА И ЕВХАРИСТИЯ

Пасхальная Тайна Иисуса Христа – Тайна Его смерти и Воскресения – является центром всей христианской жизни, источником всех таинств, прежде всего – Евхаристии, в которой она всегда снова осуществляется.

Само слово «Пасха» на еврейском языке означает «переход», и уже у самих иудеев, в Ветхом Завете, Пасха – это переход, которым Бог ведет человека из смерти в жизнь. В этом смысле Библия говорит о четырех Пасхах.

Первая Пасха – Сотворение мира, переход от «небытия» к бытию. Такой переход мы наблюдаем каждую весну, когда природа как бы возрождается к новой жизни. Не случайно поэтому Пасха – весенний праздник. Обычаи благодарения за дар жизни, за первые плоды земли и приплод скота, в которых использовался пресный хлеб и кровь жертвенного агнца, издавна существовали у восточных племен, в том числе у еврейских. Итак, Пасха есть благодарение и прославление Бога за дар жизни, света, за чудо Творения.

Вторая Пасха празднует переход через Красное море, спасительное вмешательство Бога в историю человечества. Господь избрал день весеннего праздника, чтобы освободить человека из рабства, и проведя через воды моря, то есть через смерть, привести к свободе и жизни. В этом чуде Спасения древние обычаи приобретают новый смысл: кровь агнца становится знаком спасения от смерти первенцев Израиля, пресный хлеб напоминает о поспешности бегства. Но празднование Пасхи придает еще один смысл – кровь агнца скрепляет Завет, союз любви между Богом и Его народом. Эта Пасха – праздник Завета, соединяющего человека с Богом, который спасает человека от смерти и тем самым порождает новый народ.

Третья Пасха – Воскресение Христа – несет в себе значение первых двух праздников, но бесконечно превосходит их. Христос, который Сам стал Хлебом и Агнцем, как Моисей освобождает Свой народ и, разведя потоки смерти, ведет его за Собою – к обетованной Земле Рая, в вечную жизнь. Кровь Христа, Агнца Божия, пролитая на кресте, скрепляет «новый и вечный Завет».

Четвертая Пасха – это наш переход из ограниченной земной жизни в вечную жизнь в Царстве Божием.

Обо всех этих аспектах Пасхи мы слышим в Пасхальную ночь в чтениях Навечерия.

Евхаристия, установленная Христом на Тайной Вечере, использует знаки и обычаи, которые уже содержались в иудейском праздновании Пасхи. Господь избрал саму Пасху для совершения своей Пасхальной Тайны, придавая тем самым истинный смысл воспоминанию и празднованию перехода из смерти в жизнь. Необходимо помнить, что для иудеев «воспоминание» означает прежде всего не «памятный знак», но особый рассказ и переживание события прошлого, которое при этом действует в настоящем. Так само празднование иудейской Пасхи было «воспоминанием» о спасении из рабства и смерти, но это воспоминание делает его участников членами избранного Богом народа. Христос, совершая со Своими учениками пасхальную трапезу, совершал тем самым воспоминание о Пасхе иудеев, но в то же время и о Своей Пасхе, которую Он уже готовился совершить.

Прежде всего обязательным элементом пасхальной трапезы являлся агнец, кровь которого защищает от смерти, как в Египте, в этой же крови народ вступает в Завет с Богом, поэтому вкушение агнца есть знак и условие принадлежности к избранному народу. Другим важным элементом является пресный хлеб, напоминающий о бегстве из египетского рабства и о манне небесной, которой Господь питал Свой народ на всем пути в Землю обетованную.

Но Христос, взяв в руки хлеб, благословив, подал его ученикам, говоря: «...это есть Плоть Моя, Которая за вас будет предана». Он Сам становится Агнцем, и в этот момент предает Себя на заклание. Физически, видимым образом это заклание совершится на Кресте, но не менее реально, через воспоминание, оно совершается и действует для нас в каждой Евхаристии.

Как кровь агнца, которой Моисей окропил народ, была «кровью Завета» (Исх 24,3-8), так Кровь Христа – Агнца Божия – становится Кровью «Нового и вечного Завета» Бога с народом, собранным через участие в Жертве Христа. Христос, принося Себя в крестную Жертву, собирает в ней однажды и навсегда все жертвы Ветхого Завета. Во всяком жертвоприношении тело и кровь жертвы отделены друг от друга, так как кровь – это жизнь, поэтому соединение Тела и Крови Христа в Евхаристической Чаше перед причащением символизируют, что Христос, отдавший Свою жизнь (кровь), вновь принимает ее, воскресает (Ин 10,17-18). Поэтому мы, причащаясь, принимаем Христа Воскресшего и Прославленного – Его Тело, Кровь, Душу и Божество.

Еще один аспект иудейской Пасхи – это сама трапеза. Трапеза есть место общения людей между собой и с Богом. Сразу после заключения Моисеем Завета старейшины Израиля ели и пили перед Богом (Исх 24,11). Трапеза является предвкушением вечного общения с Богом на «брачном пиру» в Царстве Небесном. Это предвкушение грядущего Царства, которое по Ветхозаветным пророчествам должно наступить с приходом Мессии, на пасхальной трапезе знаменуется последней чашей вина, которая благословляется «после вечери». Эта чаша благодарения за грядущий приход Мессии не пьется иудеями, пока Мессия не придет. Именно эту чашу Господь подал ученикам, говоря: «пейте из нее все, ибо это Чаша Крови Моей Нового и Вечного Завета», тем самым провозглашая пришествие Мессии, Он пришел исполнить волю Отца.

Таким образом Христос, совершая Тайную Вечерю, принес благодарение за чудеса Творения и совершил воспоминание всех дел Спасения и включил их в Свою Пасху – смерть и воскресение. Поэтому Христос, Пасха наша, заклан за нас (1 Кор 5,7). Он вобрал в Себя все жертвы Пасхи – агнца и опресноки, приносившиеся в благодарение за свет, жизнь, Творение и в воспоминание о Спасении, переходе из рабства смерти в свободу жизни. И Он Сам есть Путь, т. е. пасха, переход, ведущий нас в жизнь вечную. В конце времен Христос вновь придет, чтобы ввести нас в Царство Небесное на вечную трапезу Агнца (ср. Ин 19,9).

Эта связь Евхаристии с Пасхой Творения и Спасения, которые включены в Пасху Христа, и с нашей будущей вечной Пасхой есть тайна нашей веры, совершающаяся для нас в каждой Мессе. Мы свидетельствуем об этом, говоря: «Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твое исповедуем, ожидая пришествия твоего».

диакон Сергей Тимашов

(использованы материалы книги свящ. Пьера Дюмулена «Источник жизни – Таинства»)


другие статьи «Приходского вестника»



  © 2008 ПРИХОД СВВ. АПП. ПЕТРА И ПАВЛА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ