Послание Папы Римского Бенедикта XVI на Великий пост 2010-го года


«Явилась правда Божия
через веру в Иисуса Христа»

(Рим 3,21-22)

Дорогие братья и сестры,

Каждый год, по случаю Великого поста, Церковь призывает нас к искреннему пересмотру нашей жизни в свете евангельских наставлений. В этом году мне бы хотелось предложить вам некоторые размышления на обширную тему справедливости, исходя из утверждения Павла: «Явилась правда Божия через веру в Иисуса Христа« (ср. Рим 3, 21-22).

Справедливость: «dare cuique suum«

Прежде всего я хочу остановиться на значении слова «справедливость«, которое на общеупотребительном языке означает «дать каждому свое – dare cuique suum«, согласно знаменитому выражению Ульпиана, римского юриста III века. Однако в действительности это классическое определение не уточняет, в чем именно состоит это «свое«, которое следует обеспечить каждому. То, в чем человек нуждается больше всего, не может быть гарантировано ему по закону. Для того, чтобы жить полной жизнью, ему необходимо что-то более глубокое, которое может быть дано ему лишь бескорыстно: можно сказать, что человек живет той любовью, дать которую ему может только Бог, создавший его по Своему образу и подобию. Конечно, материальные блага полезны и необходимы, – кроме того, Сам Иисус заботился о том, чтобы исцелять больных, накормить толпы следовавших за Ним людей, и, безусловно, Он осуждает равнодушие, которое и сегодня доводит до смерти сотни миллионов человек из-за отсутствия пищи, воды и лекарств, – но «распределительная« справедливость не воздает человеку все его «свое«, что ему следует. Подобно тому, как человек нуждается в хлебе, он, в действительности, еще больше нуждается в Боге. Св. Августин отмечает: если «справедливость есть такая добродетель, которая отдает каждому, что ему следует, то какова же после этого та человеческая справедливость, которая самого человека отнимает у истинного Бога?« (De civitate Dei, XIX, 21).

Откуда исходит несправедливость?

Евангелист Марк приводит следующие слова Иисуса, касающиеся тогдашних споров о том, что является чистым и что – нечистым: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы« (Мк 7,14-15.20-21). Помимо прямого вопроса относительно пищи, в реакции фарисеев можно обнаружить постоянное искушение человека: его стремление выявить источник зла в какой-то внешней причине. Многие из современных идеологий имеют, при ближайшем рассмотрении, это предположение: поскольку несправедливость исходит «извне«, то для того, чтобы царила справедливость, достаточно удалить внешние причины, которые мешают ее осуществлению. Эта идея – предостерегает Иисус – является наивной и близорукой. Несправедливость, будучи плодом зла, имеет не только внешние корни; ее начало лежит в человеческом сердце, где находятся семена таинственного попустительства злу. Это с горечью признаёт Псалмопевец: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя« (Пс 51,7). Да, человек ослаблен глубокой раной, которая убивает в нем способность вступать в общение с другим. Открытый по своей природе к свободному потоку взаимной помощи и поддержки, он ощущает в себе странную силу тяжести, которая ведет его к замыканию в самом себе, к самоутверждению над другими и против других: это эгоизм, следствие первородного греха. Адам и Ева, соблазненные ложью Сатаны, сорвав против божественного повеления таинственный плод, заменили логику доверия Любви на логику подозрительности и соперничества; логику получения, доверчивого ожидания от Другого на логику жадности обладания и стремления делать все только для себя (ср. Быт 3,1-6), испытав в результате чувство беспокойства и неуверенности. Как же освободить человека от этого эгоистичного порыва и открыть его к любви?

Справедливость и Sedaqah

В самом сердце Израилевой мудрости лежит глубокая связь между верой в Бога, Который «из праха поднимает бедного« (Пс 113,7) и справедливостью по отношению к ближнему. Само слово, которым на иврите указывается добродетель справедливости, прекрасно это выражает. Sedaqah, по сути, означает с одной стороны полное принятие воли Бога Израиля; с другой – справедливость по отношению к ближнему (ср. Исх 20,12-17), особенно по отношению к бедному, чужестранцу, сироте и вдове (ср. Втор 10,18-19). Но эти два значения связаны между собой, поскольку помочь бедному для израильтянина означало не что иное, как вернуть долг Богу, Который сжалился над нищетой Своего народа. Не случайно дар скрижалей Закона Моисею происходит после перехода через Красное Море. То есть, послушание Закону предполагает веру в Бога, Который первым «услышал вопль« Своего народа и «избавил его от руки Египтян« (ср. Исх 3,8). Бог внимает воплю несчастных и в ответ просит, чтобы слушали Его: Он просит справедливости к бедному (ср. Сир 4,4-5.8-9), чужеземцу (ср. Исх 22,20), рабу (ср. Втор 15,12-18). Поэтому, чтобы жить в справедливости, необходимо оставить ту иллюзию самодостаточности, выйти из того глубокого состояния закрытости, которое лежит в основе всякой несправедливости. Иными словами, необходимо совершить более глубокий «исход«, чем тот, который Бог совершил с Моисеем, необходимо освобождение сердца, которое слово Закона само по себе бессильно осуществить. Итак, есть ли для человека надежда на справедливость?

Христос, правда Божия

Христианская весть отвечает положительно на жажду справедливости человека, как утверждает апостол Павел в Послании к римлянам: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, [...] через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его« (3,21-25).

В чем же заключается правда, справедливость Христа? Это прежде всего справедливость, которая исходит из благодати, где защищающим, исцеляющим самого себя и других является не человек. Тот факт, что «искупление« происходит в «крови« Христа, означает, что не жертвоприношения человека освобождают его от бремени грехов, а исполненный любви жест Бога, Который открывает Себя до конца, принимая на Себя «проклятие«, предназначенное человеку, чтобы передать ему в обмен «благословение«, надлежащее Богу (ср. Гал 3,13-14). Но это сразу вызывает возражение: о какой справедливости может идти речь там, где праведник умирает за грешника, а грешник получает в обмен благословение, надлежащее праведнику? Разве каждый из них не получает, таким образом, противоположное «своему«? На самом же деле здесь открывается божественная справедливость, глубоко отличающаяся от человеческой справедливости. В Своем Сыне Бог заплатил за нас цену выкупа, цену воистину непомерную. При виде справедливости Креста человек может возмутиться, потому что она выявляет со всей очевидностью, что человек вовсе не является самодостаточным существом, что он нуждается в Другом, чтобы быть в полной мере самим собой. Обратиться во Христа, веровать в Евангелие означает, в сущности именно это: оставить иллюзию самодостаточности, чтобы обнаружить и принять собственную нищету – нищету других и Бога, потребность в Его прощении и Его дружбе.

Тогда становится понятно, что вера – это вовсе не естественный, удобный и очевидный факт: требуется смирение, чтобы согласиться с тем, что нуждаешься в Другом, Который освободит тебя от «твоего«, чтобы дать тебе бескорыстно «свое«. Это происходит в таинствах, особенно – в Покаянии и Евхаристии. Благодаря искупительному деянию Христа мы можем войти в «наибольшую« правду, какой является правда любви (ср. Рим 13,8-10), – в правду того, кто чувствует себя в любом случае больше должником, чем кредитором, поскольку получил гораздо больше того, чем можно было ожидать.

Благодаря именно этому опыту христианин стремится внести свой вклад в формирование справедливого общества, в котором каждый получает то, что необходимо для достойной человека жизни и где справедливостью движет любовь.

Дорогие братья и сестры, Великий пост достигает своей вершины в Пасхальном Триденствии, во время которого также и в этом году мы будем прославлять божественную справедливость, которая есть полнота милосердной любви, дара, спасения. Пусть это покаянное время станет для каждого христианина временем подлинного обращения и глубокого знакомства с тайной Христа, пришедшего исполнить всякую правду. С такими чувствами от всего сердца преподаю всем Апостольское Благословение.