Фома Кемпийский

О подражании Христу



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ    

Книга четвертая

О таинстве причастия
О святом причастии Тела Христова


Говорит Господь:

Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас! [146]

Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.[147]

Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.[148]

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.[149]

Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.[150]

Глава I

О том, что следует принимать Христа с превеликим почтением

1. Таковы тут приведенные слова Твои, Христе, Истина вечная. Собраны они вместе, хотя и провозглашены они были не в одно и то же время и записаны не в одном и том же месте. И поскольку слова сии сказаны Тобою, то я должен принимать их открытым и верным сердцем. Слова Твои, Ты их изрек, но теперь они стали также и моими словами, ибо молвлены Тобою ради моего спасения. С великою радостью приемлю их из уст Твоих, да укоренятся они в сердце моем! О, как воодушевляют и восхищают меня слова эти, исполненные столь великого благочестия, сладостности и любви! Но увы мне! Пугают меня грехи мои, и совесть моя нечистая отстраняет меня от принятия стольких таинств! Влечет меня сладостность слов Твоих, но множество пороков моих лежит на мне тяжким бременем.

2. Повелеваешь Ты мне, чтобы шел я к Тебе с уверенностью, если хочу приобщиться к Тебе. Повелеваешь Ты мне, чтобы я причастился хлеба бессмертия, если хочу получить жизнь и славу вечные. Приидите ко Мне все, кто трудится и обременен заботами, и Я дарую вам покой, говоришь Ты.[151] О, сколь сладостны, великодушны и благожелательны слова эти, обращенные к слуху грешника! Ведь Ты, Господи Боже мой, призываешь меня, сирого и убогого, причаститься Тела Твоего! Кто я, Господи, чтобы осмелиться прийти к Тебе? Вот, ни небо, ни земля не могут постичь Тебя, а Ты говоришь: приходите ко Мне все!

3. За что такая честь, за что такое снисхождение, за что такое великодушное приглашение? Как посмею я прийти к Тебе, не имея за собою ничего достойного? Как мне впустить Тебя в душу свою, зная, что столько раз я оскорблял Тебя? Тебя, с лицом столь кротким! Ангелы и архангелы склоняются пред Тобою, святые и праведные взирают на Тебя с благоговейным страхом, а Ты в милосердии Своем говоришь: приходите ко Мне все! Если бы не Ты Сам сказал так, кто бы мог в это поверить? И если бы не Ты Сам повелел прийти к Тебе, кто бы на это осмелился?

4. Вот Ной, муж праведный, трудился, создавая ковчег, сто лет, дабы спастись немногим тварям; как же мне приуготовиться за час, дабы принять достойно Создателя вселенной?

Вот Моисей, раб Твой, возлюбивший Тебя любовью великой и Тобою возлюбленный, сделал ковчег из дерева нетленного, и обложил его золотом, и положил в него скрижали завета;[152] как же мне, твари тленной, осмелиться принять Тебя, Творца Закона и Дарователя жизни, столь легко и свободно?

Вот Соломон, наимудрейший из царей Израилевых, семь лет строил храм великолепный во славу имени Твоего, и восемь дней праздновал его освящение, и принес тысячи мирных жертв,[153] и торжественно поместил Ковчег Завета на место, для него приготовленное, под звуки трубные и при великом ликовании народа;[154] как же мне, несчастному и самому убогому среди людей, ввести Тебя в дом души своей, когда и часа не могу посвятить благочестивому занятию? Молюсь, чтобы хотя бы час мне прожить достойно!

5. О Боже мой, как славно мужи сии потрудились, чтобы угодить Тебе! И как мало и ничтожно – увы! – то, что делаю я! Как мало готовлюсь я к таинству причастия! Как редко удается мне сосредоточить все мысли на Тебе Одном и еще реже – очиститься от отвлекающих помыслов о земном! Но в присутствии Твоей Божественности должны исчезнуть все недостойные помыслы, должен очиститься дух мой от мыслей о чем бы то ни было тварном! Ведь даже не ангела, а Господа ангелов готовлюсь принять я (в сердце свое)!

6. И как велико еще расстояние между Ковчегом Завета Господня с его святым содержимым и пречистым Телом Твоим с силами его неизреченными! Как велико расстояние между жертвами, предписанными Ветхим Законом, которые были прообразом жертвы Закона Нового, и истинною жертвою Тела Твоего, которая исполняет все жертвы древних установлений!

7. Отчего же так мало взволнован я в ожидании Тебя? Отчего не готовлюсь я более тщательно к святому причастию? Ведь святые патриархи древних времен, и цари, и князья со всем народом проявляли ревностное благоговение в службе Божьей!

8. Благочестивейший царь Давид при перенесении Ковчега Господня плясал изо всех сил;[155] он всегда помнил о том, что следует воздавать должное Отцам за их благодеяния. Давид создал музыкальные инструменты, сложил псалмы и постановил, чтобы пели их с проникновением. Вдохновленный благодатью Духа Святого, он сам часто играл на арфе, учил народ Израилев славить Господа всем сердцем, каждый день благословлять Его и почитать в едином порыве. Если в столь давние времена перед Ковчегом Завета было явлено столь великое благоговение, столь ревностно восхвалялся Бог, то сколько же почитания и благоговения следует являть во времена нынешние мне и всему роду Христианскому перед святым таинством причастия и принятия святейшего Тела Христова?

9. Многие путешествуют по разным местам, чтобы поклониться мощам святых и подивиться рассказам об их деяниях; они взирают на величественные здания храмов, лобызают священные мощи, укрытые парчой и золотом. Но на алтаре (в таинстве евхаристии) передо мною предстоишь Ты, Господи Боже мой, Святый святых, Создатель всего и Господь ангелов. Часто посмотреть на все это влечет людей лишь их любопытство и страсть к новизне, но получают они мало пользы для своего (духовного) совершенствования, особенно если странствуют с места на место, в сердце своем не испытав искреннего раскаяния. Но Ты, Боже мой, Иисус Христос, присутствуешь на алтаре в таинстве причастия, и кто благоговейно и достойно приемлет Тебя, получит преизобильные плоды вечного спасения. И к этому нас побуждает не прихоть, не любопытство и не плотские устремления, а крепкая вера, благоговейная надежда и искренняя любовь.

10. О Боже, незримый Создатель вселенной, как дивно Ты с нами поступаешь! Как ласково и милостиво Ты все устраиваешь для избранных Твоих, которым Ты Сам Себя предлагаешь в таинстве причастия. Таинство это превосходит всякое (человеческое) разумение и неостановимо влечет к себе благочестивые сердца, воспламеняя в них любовь. Великую благодать святейшего таинства причастия и великую любовь к добродетели приемлет тот, кто поистине верен Тебе и кто посвящает жизнь свою духовному совершенствованию.

11. О дивная и сокровенная благодать таинства причастия! Ведома она только верным Христа, а неверные и служащие греху изведать ее не могут! В таинстве этом передается духовная благодать, возрождается в душе утраченная добродетель и возвращается в прежнем своем облике красота, обезображенная грехом. И благодать эта бывает подчас столь велика, что от полноты благоговения, дарованного ею, не только душа, но и бренное тело наполняются силой великой.

12. Но воистину нам нужно сожалеть и печалиться о том, что с такой холодностью, с таким равнодушием и с таким малым рвением мы относимся к принятию Христа, в Котором сосредоточена вся надежда и весь смысл для тех, кому дано будет спастись. Христос – освящение наше и избавление наше. Он – утешение странствующим и вечное свершение святых. И еще следует скорбеть о том, что этому спасительному таинству, которое наполняет небо радостью и на котором зиждется вся вселенная, многие уделяют столь мало внимания. О слепота человеческая, о черствость сердца человеческого! Из-за них люди так мало размышляют об этом даре неизреченном и относятся к нему с небрежением, причащаясь лишь по привычке.

13. Даже если бы таинство это святейшее совершалось только в одном месте и только одним священником, то с каким бы великим рвением устремлялись люди к этому месту и к этому священнику, дабы приобщиться к этой службе тайн Божественных. А в нынешние времена служит столь много священников, и столь многие причащаются Телу Христову, что благодать и любовь Божья к человеку должны ощущаться много сильнее, а святое причастие должно распространяться по всему миру.

Великое благодарение Тебе, Иисусе Благий, Пастырь Вечный, за то, что удостоил Ты нас, убогих изгнанников, причаститься драгоценными Телом и Кровью Твоими, и за то, что устами Твоими Ты Сам приглашаешь нас к принятию таинства, говоря так: Приходите ко Мне все, кто трудится и обременен заботами, и Я дам вам успокоение.

Глава II

О великой благодати и любви Божией, являемой человеку в таинстве причастия

1. Уповая, Господи, на благость Твою и милосердие Твое, иду я, одолеваемый недугами и страждущий, к Тому, Кто излечит меня, иду я, изможденный и жаждущий, к Источнику жизни, иду я, ничтожный, к Царю Небесному, иду я, раб, к Господину, создание к Создателю, отчаявшийся к Утешителю великодушному. Но откуда мне знать, придешь ли Ты ко мне? Кто я есть, чтобы Ты даровал мне Себя? Как смеет грешник явиться перед Тобою? Отчего снисходишь Ты до того, чтобы прийти к грешнику? Ведь Ты знаешь все про раба Своего, и ведомо Тебе, что нет в нем ничего, заслуживающего дара такой благодати! Я признаю свое ничтожество, я превозношу Твою благость, я восхваляю Твое попечение обо мне и преклоняюсь перед всеохватной любовью Твоею! Творишь Ты все по любви Своей, а не по моим заслугам, дабы благость Твоя воссияла мне еще ярче, дабы любовь Твоя излилась на меня еще обильнее и дабы достоинства смирения мне были явлены еще более зримо. Если это Тебе угодно и если Ты так повелеваешь, я принимаю щедроты Твои, которыми Ты меня одариваешь. Лишь бы мои пороки не помешали (всему осуществиться)!

2. О Сладчайший и Всеблагий Иисусе! Как поклоняться Тебе, как почитать Тебя, как восхвалять Тебя, дабы причаститься Тела Твоего Священного? Величие и достоинство таинства сего никем из людей изъяснены быть не могут. О чем мне размышлять, когда принимать я буду таинство причастия, приближаясь ко Господу моему, Которого даже восхвалить не умею достойно, но Которого все равно жажду принять благоговейно? На что мне направить помыслы свои наилучшие и спасительные, кроме как на то, чтобы смириться полностью пред Тобою и восхвалять Твою бесконечную благость? Славлю Тебя, Боже мой, и восхваляю Тебя непрерывно! Презираю себя самого и повергаюсь ниц перед Тобою, погруженный в пучину собственного ничтожества.

3. Вот, Господи, Ты Святый святых, а я – мерзость и средоточие греха, и Ты нисходишь до меня, который недостоин даже взирать на Тебя. Ты приходишь ко мне, Ты хочешь быть со мною, Ты приглашаешь к причастию, Ты хочешь дать мне вкусить пищи небесной и хлебом ангельским насытить, а пища и хлеб этот суть не что иное, как Ты Сам, Господи, ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.[156]

4. Вот смотри, откуда исходит любовь, какая благодать нисходит на нас! О, сколь великого почитания и сколь великой хвалы Ты достоин за Твои благодеяния! О, как спасительно и благотворно наставление Твое, которым учредил Ты таинство причастия! Как сладостна и радостна сия трапеза, в которой Ты даруешь Самого Себя для вкушения! О, как дивны дела Твои, Господи! Твоя добродетельная сила всепроникающа! Истина Твоя неизреченна! Все свершается именно так, как Ты повелишь!

5. Вот дивное дело, достойное лишь веры, ибо превосходит всякое разумение человеческое: Ты, Господи Боже мой, Бог истинный и Человек истинный, умещаешься целиком в подобии малого количества вина и хлеба и поглощаешься тем, кто причащается Тобою, при этом нисколько не убывая. Ты, Господин всего, не имея нужды ни в чем, благоволил пребывать в нас[157] через таинство причастия! Сохрани сердце мое и тело мое в чистоте, дабы мог я с совестью чистой и настроем радостным как можно чаще приобщаться таинств Твоих, учрежденных и установленных Тобою в непрестанное о Тебе напоминание, и принимать их как путь к вечному спасению!

6. Возрадуйся, душа моя, и воздай благодарение Богу за великолепный дар и дивное утешение, данные тебе в твоей здешней юдоли слез. Всякий раз, когда отправляешь таинство сие и приемлешь Тело Христово, творишь деяние искупления и приобщаешься ко всем достоинствам Христовым. Не уменьшается никогда любовь Христова, и не иссякает великая сила Его заступничества. Посему следует тебе постоянно обновлять в себе решимость обращаться к таинству, ведущему к спасению, размышлять о нем и настраиваться на обновление духа. Всякий раз, когда отправляешь службу или присутствуешь на ней, она должна казаться тебе столь же величественной, столь же возвышающей и столь же трепетной, будто именно в тот день Иисус Христос, нисшедший во чрево Приснодевы, вочеловечился, или будто именно в тот день, пригвожденный к Кресту, Он страдал и умирал ради спасения человеков.

Глава III

О том, что полезно причащаться как можно чаще

1. Вот, иду к Тебе, Господи, дабы обрести благо от дара Твоего и усладиться трапезой Твоей святой, которую Ты, Боже мой, по благости Твоей, приготовил для меня, нищего.[158] Все, что я мог бы и должен желать, сосредоточено в Тебе. Ты – спасение мое и искупления мое, надежда моя и сила моя, честь моя и слава. Возвесели ныне душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи Иисусе Христе, возношу душу мою.[159] Желаю ныне же принять Тебя с почтением и благоговением, желаю ввести Тебя в дом (души своей)! Да уподоблюсь я Закхею,[160] дабы быть достойным принять благословение Твое, и да буду причислен к чадам Авраамовым. Жаждет душа моя причаститься Тела Твоего, желает сердце мое соединиться с Тобою.

2. Даруй мне Себя, Господи, и больше мне ничего не нужно, ибо без Тебя нет для меня ни в чем утешения. Без Тебя, без посещений Твоих не могу жить. Посему требуется мне приходить к Тебе столь часто и для спасения своего принимать Тебя. Да не буду лишен я пищи небесной, чтобы не ослабеть мне в пути. Проповедуя народу и исцеляя недуги, Ты, премилосердный Иисусе, изрек однажды: жаль Мне народа, нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в пути.[161] Сотвори со мною так же, Господи, Самого Себя предлагающий в таинстве причастия для утешения верным Твоим. Ты Один исцеляешь и питаешь душу, и тот, кто примет Тебя достойно, сможет разделить и наследовать славу вечную. Оттого, что слаб я и часто впадаю в грех, оттого, что так быстро теряю рвение и впадаю в заблуждение, необходимо мне частыми молитвами и частыми исповедями себя обновлять, очищать и возжигать ко святому причащению Тела Твоего, и дабы не отпасть мне совсем от святого этого намерения, медлить мне никак нельзя.

3. Помышления человека с самой юности его направлены на зло,[162] и если бы не было у него врачевания небесного, впадал бы он во все более тяжкий грех. Но святое причастие уводит его ото зла и укрепляет его на доброе. И если ныне я часто бываю так небрежен и так холоден в причащении, что же было бы со мною, если бы не вкушал я целительной пищи и не стремился получить эту помощь великую? И хотя не каждый день я готов к таинству причастия и не всегда должным образом расположен к этому, то, по крайней мере, я приложу все усилия, чтобы принимать Божественные тайны хотя бы время от времени и соучаствовать в принятии такой благодати. Ибо главное утешение верной душе, вынужденной скитаться столь далеко от Тебя в оболочке своего смертного тела, заключено в таинстве причастия, благодаря которому она может часто вспоминать Бога своего Возлюбленного и принимать Его благоговейно.

4. О, как удивительно благодатно то великое сострадание, которое Ты, Господи Боже мой, Создатель всего духовного и Дающий всему жизнь, благоволишь проявить к нам, приходя даже к моей нищей душонке и утоляя голод ее всей Божественностью Своей и всей Человечностью Своей! О, как счастлив тот человек и как блаженна душа, удостоившаяся благоговейно принять Господа Бога своего и наполниться радостью духовной! О, сколь великого Господа приемлет душа! Какого возлюбленного гостя вводит к себе! С каким светозарным наперсником ведет беседу! Какого верного друга встречает! Какого прекрасного и возвышенного Супруга заключает в свои объятия! Принимая Господа, душа любовь свою к Нему ставит превыше всего, и все желания свои направляет лишь на Него Одного! Да стихнут и умалятся перед Тобою и небо, и земля со всеми своими красотами, ибо все, что есть в них достойного восхваления и восхищения, проистекает от щедроты Твоей милости, и ничто не может сравниться с великолепием имени Твоего, Господи, Чей разум неизмерим.[163]

Глава IV

О многих благах, происходящих от благоговейного причащения

1. Господи Боже мой, направь раба Своего к тому, чтобы он смог достойно и благоговейно прийти к благолепному таинству причастия! Пробуди сердце мое зовом Твоим и вырви меня из тяжкого оцепенения! Одари меня благодатью Твоей спасительной! Дай душе моей испить от сладостного источника таинства причастия! Отверзи глаза мои, дабы смог я узреть столь великое таинство это! Укрепи меня, дабы уверовал я в него верою крепкою и отринул все сомнения! Таинство причастия учредил Ты, Господи, а не человек, не способный сотворить такое! Твое это святое установление, а не изобретение человеческое. Никто из человеков сам по себе не в состоянии постигнуть и уразуметь таинство это, которое превосходит даже ангельское разумение. Как же могу я, недостойный грешник, прах земной, осмыслить и постичь тайну столь возвышенную?

2. Господи, иду к Тебе в простоте сердечной, в доброй и твердой вере, по Твоему повелению, с надеждой и благоговением и истинно верую, что Ты, Бог и Человек, присутствуешь в таинстве причастия. Повелеваешь Ты, чтобы я принял Тебя и в любви с Тобою соединился. Посему молю Тебя о милости Твоей, взываю к милосердию Твоему: даруй мне особую благодать, дабы я растворился в Тебе, растворился в любви и не искал более никаких иных утешений. Возвышенное и величественное таинство причастия дает жизнь душе и телу, исцеление всем духовным недугам. С его помощью врачуются пороки, обуздываются страсти, ослабляются и побеждаются искушения, приобретается высочайшая благодать, приумножается добродетель, упрочивается вера, укрепляется упование, вспыхивает и распространяется любовь.

3. Боже мой, Ты поддерживаешь мою душу, изгоняешь пороки и исцеляешь недуги, даруешь внутреннее утешение, Ты приумножаешь великие дары Свои, учреждая таинство причастия и приглашая возлюбленных Своих к благоговейному причащению. Ты наполняешь тех, кого возлюбил Ты, обильным утешением против всяческих напастей, Ты возносишь их из пучины отчаяния к надежде на Твою защиту. Ты даешь им новые силы и озаряешь их внутренне, одаривая все новой благодатью с тем, чтобы они, пребывавшие до причащения в смятении и лишенные любви, причащаясь, воспрянули, получив небесную пищу и питье. И все это творишь по благости Своей для избранных Твоих, дабы познали они по всей истине и полностью уразумели по опыту своему, что сами они ничего в себе и от себя не имеют и что всякую благодать и всякое добро приемлют лишь от Тебя Единого. Будучи сами по себе холодны, вялы, безблагоговейны, они становятся, через благодать, дарованную Тобой, ревностны, бодры и благоговейны. Каждый, кто со смирением пойдет испить от сладостного источника, получит немалую долю этой сладостности, каждый, кто приблизится к пылающему огню, согреется от его жара. А Ты, Господи – источник преизобильный и неиссякающий, Ты – огнь, вечно пылающий и никогда не угасающий.

4. И если не дано мне прильнуть к полновесным струям этого источника и испить столько, чтобы навечно утолить жажду, приложу уста хотя бы к струйке малой, чтобы уловить хоть каплю от небесного источника и немного умерить жажду, а иначе иссохну я!

И если не дано мне быть полностью небесным и огненно-бестелесным, подобно херувимам и серафимам, буду хотя бы упорно стремиться к благоговейности и готовить сердце свое к тому, чтобы, через смиренное приятие животворящего причастия, удостоиться хоть малой искорки от Божественного огня. Молю Тебя, Иисусе Благий, Спаситель Пресвятый, милостиво и благодатно восполни меня всем тем, чего мне недостает. Ведь Ты призвал всех идти к Тебе, говоря так: Приидите ко Мне все, кто трудится и обременен заботами, и Я дам вам успокоение.[164]

5. Тружусь я в поте лица своего, терзаюсь муками и печалями, охватившими сердце мое; обременен я грехами, обуреваем искушениями, охвачен и опутан множеством злых страстей, и некому прийти ко мне на помощь, некому избавить и исцелить меня, кроме Тебя, Господи Боже, Спаситель мой! Тебе вверяю себя полностью – защити меня и введи в жизнь вечную! Во славу и в честь имени Твоего прими меня, Господи, даровавший мне через таинство причастия хлебом и вином Тело Твое и Кровь Твою. Сделай так, Господи, Спаситель мой, чтобы через частое причащение возрастало благоговение мое и стремление к спасению.

Глава V

О возвышенности таинства причастия и о священстве

1. Если бы ты имел чистоту ангельскую и если бы ты уравнялся в святости со Святым Иоанном Крестителем, то и тогда не был бы ты достоин ни принимать, ни совершать сие таинство. Приобщаться к таинству Христову, совершать его и вкушать пищу ангельскую дано человеку не по заслугам его, а по священству его. Великая тайна и великое достоинство даны священству и не даны даже ангелам. Одни только священники, посвященные в сан по церковному обряду, имеют власть совершать службу, и причащать, и причащаться Телом Христовым. Но священник есть только служитель Божий, и к слову Божию прибегает по соизволению и установлению Божьему. Изначальный же Учредитель и невидимый Свершитель всего – Бог, воле Которого все подчиняется и повелению Которого все послушно.

2. Итак, тебе следует доверяться Богу Всемогущему, являющемуся в преславном таинстве сем, а не разумению своему и чувствам своим или какому-либо видимому знаку или знамению, и посему следует приступать к деянию этому с трепетом и благоговением. Тщательно поразмышляй и уясни себе предназначение священнической службы, вверенной тебе возложением рук епископских. И вот ты поставлен священником и посвящен на совершение Божественной службы. Прилагай старания к тому, чтобы верно и благоговейно приносить жертву Богу в положенное время и совершать все, что требуется, и делать все так, чтобы нельзя было тебя укорить. Бремя, которое несешь ты, не стало легче; напротив, еще строже стали правила, которым тебе должно следовать, еще больше, чем ранее, обязан ты стремиться к совершенству. Священник должен быть украшен всеми добродетелями и для всех остальных являть собою пример праведной жизни. Священник должен ходить путями ангелов на небесах и путями людей, достигших духовного совершенства на земле, а не путями толпы и мирских забот.

3. Священник во время святой службы замещает Христа; он облачен во святые ризы, кротко и смиренно приносит молитву за себя и за всех людей. На облачении его и спереди, и сзади начертан крест Господень как постоянное напоминание о страстях Христовых. Спереди на ризе изображен крест, дабы напоминать ему о пути Христовом и призывать неустанно идти по стопам Его. Сзади на ризе изображен крест, дабы напоминать ему о необходимости смиренно переносить во имя Бога все напасти, которым он подвергнется. Спереди на ризе изображен крест, дабы сокрушался он о грехах своих. Сзади на ризе изображен крест, дабы из сострадания соболезновал он прегрешениям других, дабы помнил, что поставлен он посредником между Богом и грешником, дабы продолжал молитвы и приношения святых жертв до тех пор, пока не удостоится (получить от Бога) благодать и милость. Когда священник совершает службу, он славит Бога, наполняет радостью ангелов, укрепляет в вере и духовно помогает живым, несет успокоение почившим и сам приобщается ко всяческим духовным благам.

Глава VI

О том, как следует готовиться к святому причастию

1. Господи Боже мой, когда размышляю о Твоем величии и о своей ничтожности, охватывает меня трепет и смятение, ведь не принять Тебя – все равно что бежать от жизни. Если приду я к причастию недостойным образом, то навлеку на себя гнев Твой. Что же делать мне, Боже, Защитник мой, Наставник и Советник мой во всех нуждах моих?

2. Наставь меня, Господи, на путь истинный, научи меня, как подготовиться ко святому причастию. Мне нужно знать, как приготовить сердце свое, дабы с должным благоговением и трепетом принять Твое спасительное таинство, и как совершить великую и Божественную жертву.

Глава VII

О том, что следует пытливо вопрошать совесть свою и стремиться к духовному совершенствованию

1. Приступать к совершению таинства причастия, самому причащаться и других причащать священнику Божию следует со смирением, идущим из глубины сердца, с молитвенным благоговением, глубокой верой и благочестивым рвением во славу Божию. Взыскательно расспроси свою совесть, очисти ее, насколько сможешь, и озари ее истинным раскаянием и смиренной исповедью, дабы не оставалось у тебя ничего смущающего и беспокоящего совесть и ничего препятствующего тому, чтобы свободно приступить к причастию. Ты должен испытывать отвращение ко всем своим грехам вообще, и сокрушаться, и скорбеть по отдельности о каждом из недостатков твоих и прегрешений, творимых ежечасно, и если позволит время, исповедай Богу в тайне сердца своего всю мерзость страстей твоих.

2. Стенай и сокрушайся о том, что еще так привязан ты к телу и к миру, что так много еще страстей в тебе, что так мало умертвил в себе плоть и так переполнен чувственными желаниями, что так мало властвуешь над своими чувствами, что так часто подвержен множеству суетных мечтаний, что так увлекаем внешним и так невнимателен ко внутреннему, что так склонен предаваться веселью и развлечениям и так неподатлив слезам и сожалению, что так стремишься к удовольствиям и угождению плоти и так противишься аскетизму и сосредоточению на духовном, что так падок до вздорных сплетен и никчемных новостей и так восторгаешься земной красотой, но не спешишь принять смиренное и униженное, что так жаждешь приобретать и так скупишься отдавать, что так упорствуешь в удержании приобретенного, что так безрассудно говорлив и так редко молчалив, что так непостоянен в нравах и поступках и так неосмотрителен в делах, что так неумерен в пище, что так глух к слову Божию, что так предрасположен к праздности и так нерасположен к труду, что так неусыпно следишь за всякими затеями и так сонлив во время службы церковной, так нетерпелив, ожидая, когда она закончится, так рассеян, равнодушен и небрежен во время службы; что так быстро отвлекаешься и так медленно и редко собираешься внутренне, что так легко подвержен гневу и с такой легкостью заставляешь негодовать других, что так скор на осуждение и так суров в обличении, так весел, когда тебе сопутствует удача, и так уныл, подвергаясь напасти, что так много намереваешься сделать и так мало осуществляешь.

3. После того, как, испытывая скорбь и великое недовольство собой из-за своей духовной помощи, исповедаешься во всех этих и других своих пороках и недостатках и осудишь их, постанови себе непрестанно стремиться к добродетели и к исправлению, к совершенствованию своей жизни. А затем, всецело отрешившись от себя и от желаний своих, принеси себя в жертву вечного всесожжения[165] во славу имени Моего на алтаре сердца своего, и, передавая Мне без остатка душу свою и тело, да сподобишься ты достойно приступить к Божественному жертвоприношению и через таинство причаститься спасительного Тела Моего.

4. Нет приношения более достойного и удовлетворения от очищения от грехов более полного, нежели приношение Богу самого себя в чистоте и без остатка с причащением Тела Христова в таинстве причастия. Если сотворит человек все, что постановил в себе, и раскается истинно, то всякий и каждый раз, когда будет обращаться ко Мне, испрашивая прощения и милости, скажу так: Я Бог живой и не хочу смерти грешника, но хочу, чтобы он отвратился от путей своих грешных и обратился на путь истины, и все прегрешения его, свершенные им, не припомнятся ему, и прощен он будет.[166]

Глава VIII

О жертве Христа на кресте и о полном самоотречении

1. Подобно тому, как Я, распростертый нагим на кресте, по собственной воле принес Себя в жертву Богу-Отцу во искупление грехов твоих, человек, и не осталось во Мне ничего, что не перешло бы в жертву для того, чтобы умилостивить Бога, так и ты каждый день на литургии должен, по доброй воле своей, приносить Мне себя самого в жертву, чистую и святую, от всего сердца, отдавая себя полностью и без остатка. От тебя Я требую только того, чтобы ты отдавал Мне всего себя, не удерживая ничего. Ничего Мне от тебя не нужно, кроме тебя самого; не даров твоих Я ожидаю, а тебя самого.

2. Что бы ни имел ты, тебе будет этого недостаточно, если не имеешь Меня, и никакие подношения твои не будут Мне угодны, если не принесешь Мне себя самого. Отдай Мне себя в жертву полностью, откажись от себя ради Бога, и жертва твоя будет Мне угодна. Помни, что ради тебя Я отдал всего Себя Отцу в жертву, а Тело Свое и Кровь Свою Я отдаю тебе через причастие, дабы Я весь был твой, а ты Мой. Но если Ты не отдашь Мне себя без остатка, если не вверишься полностью Моей воле, жертва твоя не будет достаточна и единение наше не будет совершенным. Итак, если хочешь ты получить свободу и благодать, ты должен, отрешившись от всех дел своих, предать себя, по доброй воле своей, в руки Бога. Из-за того, что люди не умеют полностью отречься от себя, столь немногие из них озарены внутренним светом и столь немногие обладают внутренней свободой. Непреложны слова Мои: всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.[167] Так и ты – если желаешь быть учеником Моим, принеси себя самого со всеми своими желаниями в жертву Мне.

Глава IX

О том, что мы должны принести себя полностью в жертву Богу и молиться за всех

1. Господи, все, что на небе, и все, что на земле, – Твое. Желаю, по доброй воле своей, принести себя самого Тебе в жертву и пребывать с Тобою вовеки вечные. Господи, вот в простоте сердца своего приношу себя в жертву Тебе, на вечное служение Тебе и вечное восхваление Тебя. Прими меня в этом святом причащении Тела Твоего, прими меня приносящим себя в жертву Тебе в предстоянии ангелов, незримо присутствующих, да послужит причащение это ко спасению мне и всем рабам Твоим.

2. Господи, вот возлагаю на алтарь Твоего милосердия все грехи мои и проступки, свершенные пред Тобою и пред ангелами Твоими святыми с того дня, когда уже мог грешить, и доныне, дабы истребил Ты их огнем любви Твоей, дабы вытравил Ты скверну грехов моих, очистил совесть мою от всего недостойного и возвратил мне благодать, утраченную мною из-за грехов моих. Отпусти мне все грехи мои и прими меня милосердно, даровав поцелуй мира и спокойствия.

3. Что же делать мне с грехами моими? Могу только исповедать их, и сокрушаться о них смиренно, и молить непрестанно о Твоем милосердии. Взываю к Тебе, Боже милосердный, воззри на меня, стоящего пред Тобою. Ненавистны мне все грехи мои, не желаю впадать в них снова. Скорблю, что совершил их, и скорбеть буду, доколе живу. Готов я нести покаяние и искупить все, что только возможно. Отпусти мне, Боже, отпусти грехи мои ради имени Твоего святого. Спаси душу мою, которую искупил Ты уже Кровью Твоею святою. Вот, вверяю себя Твоему милосердию, отдаю себя в руки Твои: сотвори со мною так, как соблаговолишь по Своей благодати, а не так, как заслуживаю я по моей порочности, нечестивости и ничтожеству.

4. Приношу Тебе также и все то, что свершено мною доброго, хоть мало и несовершенно оно. Освяти его, исправь его так, как Тебе будет угодно, сделай его приемлемым для Тебя, веди меня ко все лучшему и приведи меня, ничтожного, ленивого и ни к чему не годного, к блаженному и достохвальному концу.

5. Приношу Тебе также все добрые порывы благочестивых сердец, (духовные) нужды родителей моих, друзей, братьев и сестер, всех, к кому имею я расположение, и всех, кто ради любви к Тебе творил добро мне и другим, и всех тех, кто просил меня и желал, чтобы я приносил молитвы о них и о других, живущих и почивших, дабы снизошла на них благодать Твоя, дабы даровал Ты им утешение и защиту от напастей, освобождение от печалей и скорбей. Избавленные ото всякого зла, да воздадут они Тебе радостно великое благодарение!

6. Приношу Тебе также молитвы и просьбы о примирении и умиротворении особо за тех, кто меня чем-то оскорбил, опечалил, огорчил или подвергал поношениям, причинил мне какое-либо зло, вредил мне или чернил меня, а также за всех тех, кого я сам обидел, опечалил, обеспокоил, оскорбил словом или делом, умышленно или неумышленно. Да отпустятся нам всем в равной степени наши грехи и взаимные обиды. Очисти, Господи, сердца наши ото всяких подозрений, злобы, гнева, вражды и всего того, что может помешать любви и братскому дружеству. Помилуй, Господи, помилуй взывающих к милосердию Твоему, пошли благодать нуждающимся, сделай нас такими, чтобы мы были достойны принять с радостью благодать Твою и могли удостоиться жизни вечной.

Глава X

О том, что не должно медлить с принятием причастия

1. Если хочешь исцелиться от страстей своих и пороков, следует тебе припадать как можно чаще к источнику благодати и Божественного милосердия, к источнику чистоты и благости, дающему новые силы и бодрость духа в борениях против всех искушений и козней дьявольских. Враг человеков, которому хорошо ведомо, сколь значителен плод и сколь велика врачующая и спасительная сила святого причастия, тщится всякими способами и при всяком случае отвлечь от него людей верных и благочестивых.

2. Вот почему, как только кто-нибудь начнет готовить себя к принятию святого причастия, подвергается он еще более ухищренным искушениям дьявольским. Дух злобы, описанный в книге Иова, распространяется меж сынов Божиих, дабы смутить их присущей ему злокозненностью, посеять в них страх и сомнение, дабы умалить в них любовь и истощить их веру, обрушивая на них все новые искушения. Творятся все эти беззакония для того, чтобы отвратить людей от святого причастия или, по крайней мере, охладить их рвение. Но не следует обращать внимания на все дьявольские ухищрения и козни, как бы страшны и отвратительны они ни были. Следует против дьявола же обращать все его уловки и хитрости. Следует презирать его, нечистого, и осмеивать, но ни в коем случае нельзя откладывать принятие причастия из-за его козней и беспокойства, внушаемого им.

3. Часто (своевременному принятию причастия) мешают излишняя забота о достижении требуемой благоговейности и волнение, испытываемое перед исповедью. Ты же поступай по совету мудрых: отбрось сомнения и ненужное волнение, ибо они претят благодати Божьей и разрушают благоговение духа. Не позволяй малому беспокойству или минутному колебанию задержать тебя в принятии святого причастия, отправляйся поскорее к исповеди, прости всем сердечно все обиды, нанесенные тебе, а если сам обидел кого-то, смиренно испроси у него прощения, и Бог тебя по милосердию своему простит.

4. Что пользы долго медлить с исповедью или откладывать святое причащение? Поскорее очисти себя (от греха), немедля избавься от яда злобы своей, поспеши принять целебное средство, и тотчас испытаешь облегчение – но так случится, если не будешь надолго откладывать (то, что надлежит сделать). Если сегодня отложишь по одной какой-то причине, завтра явится другая, еще более значительная причина для отсрочки, и так принятие причастия будет постоянно откладываться, а ты будешь все менее готов к нему. Как можно скорее отряхни с себя все то, что мешает тебе, отбрось леность духовную! Нет никакой пользы долго пребывать в обеспокоенности и озабоченности и откладывать приобщение к таинствам Божественным. Напротив, от промедления происходит великий вред, а душу обычно охватывает оцепенение. Увы! Некоторые ленивые душой и охладевшие в духовном рвении нарочно ищут причин повременить с исповедью и откладывают приобщение к таинству для того, чтобы не тяготила их потом обязанность блюсти себя много строже.

5. Увы! как мало любви и как скудно благоговение у тех, кто с легкостью откладывает принятие святого причастия! И как счастлив и угоден Богу тот, кто живет такой жизнью и в такой чистоте соблюдает свою совесть, что готов причащаться каждый день, и делал бы это, если бы это было дозволено и не вызывало бы недоумения и даже осуждения людского. Тот же, кто воздерживается от причащения из-за своего смирения и по какой-нибудь законной причине, достоин похвалы за свои благочестивые чувства. Если же промедление вызвано леностью, следует настраивать себя должным образом и делать все от человека зависящее, чтобы перебороть себя, и Господь наш укрепит желание (принять причастие), проистекающее из доброй воли, ибо такое произволение особо угодно Ему.

6. Если же принятию причастия мешает нечто, не зависящее от человека, то все равно следует всегда сохранять в себе благочестивую расположенность и благоговейное намерение причаститься, и не будет тогда человек благочестивый лишен великого блага приобщения к Богу, ибо сможет сам безо всякой помехи в любое время входить в спасительное духовное общение с Христом. Однако же и он должен в известные дни и в урочный час идти к причастию и с благоговейной любовью причащаться Тела Христова, Искупителя своего, и не столько искать в том себе утешения, сколько славить и восхвалять Бога. Через святое причастие приобщается человек к Богу, обновляется, вспоминает благоговейное таинство Воплощения Христова и Страсти Его и воспламеняется любовью Христовой.

7. Тот же, кто приуготовляет себя к причащению лишь по случаю праздничного дня или понуждаемый обычаем, редко бывает готов к нему должным образом. Блажен тот, кто приносит себя в жертву Богу без остатка всякий раз, когда отправляет службу или причащается! Отправляя службу, не следует быть ни слишком медлительным, ни слишком поспешным; следует сообразовываться с установлениями тех людей, среди которых живешь. Не следует утомлять людей и делать то, что им в тягость, но следует свершать все по установленному порядку, как было принято у отцов и дедов. Служба должна идти на пользу другим, а не совершаться ради своего собственного благочестия или удовольствия.

Глава XI

О том, что причащение Тела Христова и обращение к Священному Писанию совершенно необходимы для верующей души

1. О Господи Иисусе Наисладчайший, как велика сладостная радость благоговейной души, празднующей с Тобой на трапезе Твоей, когда предлагается в пищу не что иное, как только Ты, Которого душа возлюбила и к Которому стремится превыше всего! Воистину, и мне было бы сладостно проливать слезы (смиренной и благоговейной любви) пред Тобою и, подобно Магдалине набожной, омывать ноги твои слезами своими. Но где искать такое благоговение? Где найти такое благочестивое излияние святых слез? Воистину, сердце мое должно воспылать и излиться слезами радости в присутствии Твоем и ангелов Твоих, ибо поистине Ты присутствуешь предо мною в таинстве причастия, хоть и незримо для меня, и в ином обличьи.

2. Глаза мои не смогли бы созерцать Тебя в Твоем истинном и Божественном сиянии, и весь мир не мог бы устоять перед полным блеском и славой Твоего величия. Поэтому, из снисхождения к несовершенству и слабости моей, приходишь Ты ко мне незримо в таинстве причастия. Воистину, приемлю Того, Кому поклоняются ангелы на небесах, и поклоняюсь Ему, но созерцаю Его через веру, ангелы же взирают на Него в Его истинном, не скрытом в ином обличьи. И мне надлежит удовольствоваться принятием света истинной веры и идти путем веры до тех пор, пока не воссияет для меня сияние вечное и пока не сгинут тени дольнего мира. Когда же настанет совершенное,[168] отпадет нужда в таинствах, ибо блаженные, пребывающие во славе небесной, не нуждаются в целительной силе таинств; они пребывают в радости бесконечной, созерцая Бога в полной Его славе и преображаясь от света, исходящего от Его Божественности беспредельной, приемля воплощенное Слово Божие, предвечное и пребывающее во веки веков.

3. Когда я размышляю об этом (небесном) великолепии, начинают казаться мне пустыми и никчемными все утешения (здешнего мира), даже духовные, и ни во что не ставлю я то, что слышу или вижу в этом мире, по сравнению с тем, что увижу, созерцая Господа во славе Его. Ты мне свидетель, Боже, что ничто не может меня утешить, никто не может дать мне успокоения, кроме Тебя Одного. Тебя Единого желаю созерцать вечно. Но пока пребываю я в своей смертной оболочке, мне это недоступно, и поэтому мне следует проявлять великое терпение и все желания устремить на Тебя, Господи. Ведь святые Твои, пребывающие в радости перед лицом Твоим в Царствии Твоем Небесном, в земной жизни ожидали с верой и великим терпением пришествия славы Твоей. И я верую в то, во что и они веровали, и я надеюсь на то, на что и они надеялись, и я уповаю получить то, что и они уповали получить Твоей благодатью. А покуда буду идти я путем веры и укреплять себя примерами святых. Для утешения же я имею святые книги, и душе моей есть на что взирать, и Тело Твое пресвятое будет мне во врачевание и в прибежище.

4. Я уже знаю наверняка, что мне нужны две вещи в этом дольнем мире, без которых здешняя убогая и бедственная жизнь была бы невыносима. Покуда я буду пребывать в темнице своего тела, признаю, что мне нужна пища (сокровенная) и свет (горний). И Ты, Господи, дал мне, убогому и страждущему, Тело Свое пресвятое для подкрепления души и тела, и свет слова Твоего дал Ты мне для освещения пути моего.[169] Без того и другого не смог бы жить я, ибо слово Божие – свет душе моей, а причащение Тела Твоего – хлеб жизни моей. Две вещи сии могут быть названы также двумя столами со святой трапезой, поставленными по обе стороны сокровищницы Святой Церкви. Один из них – алтарь священный со святым хлебом, который не что иное, как Тело многоценное Христово. Другой – законы Божьи, в которых святое учение, научение правой вере, проводник верный в чертоги сокровенные Святая святых.

5. Воздаю хвалу Тебе, Господи Иисусе, Свет света вечного, за трапезу на столе святого учения, приготовленную Твоими рабами: пророками, апостолами и учителями Церкви. Благодарение Тебе, Создатель и Спаситель человеков, за то, что возблаговолил Ты явить любовь всему миру и, приготовив вечерю великую, предлагаешь вкусить не Агнца, прообраз которого явлен в Ветхом Завете, а пресвятые Тело Твое и Кровь Твою. Пиром этим святым вселяешь радость Ты великую во всех верных и утоляешь жажду их, давая испить из чаши спасения, в которой заключены все радости Рая. На трапезе святой пируют с нами ангелы святые, но блаженство их много выше.

6. О, как велико, почетно и уважаемо звание священника! Священникам дана власть словами освящения славить Господа в величии Его, воздавать благодарение Ему словом своим, держать Его (во время причащения) в руках своих, принимать Его устами своими и причащать других! О, как чисты должны быть руки, как непорочны уста, как свято должно быть тело священника, как целомудренно должно быть его сердце, в которое столь часто входит Сам Создатель всей чистоты! Воистину, из уст священника, столь часто принимающего таинство Христово, должны исходить слова лишь святые, честные и благополезные.

7. Глаза, которые столь часто взирают на Тело Христово (в таинстве причастия), должны быть ясными и целомудренными; руки, которые столь часто касаются Тела Создателя небес и земли, должны быть чисты и простерты благоговейно к небесам. Именно к священникам обращены слова Закона: Будьте святы, ибо Я, Господь, Бог ваш, свят.[170]

8. О Боже Всемогущий, да будет благодать Твоя нам в помощь, дабы мы, принявшие сан священства, могли служить Тебе достойно, благоговейно, безупречно и в чистоте душевной. Если же не сможем пребывать мы в этой жизни в должной непорочности, даруй нам хотя бы достойно сокрушаться и скорбеть о неправедно содеянном, дабы могли мы служить Тебе и впредь с большим рвением, в духе смирения и с твердой убежденностью, что творим доброе дело.

Глава XII

О том, что надобно готовиться к причастию Тела Христова с великим прилежанием

1. Я есмь Тот, Кто любит всяческую чистоту и дарует святость. Ищу Я сердца чистые, ибо вхожу только в них. Приготовь сердце свое, подобно горнице светлой и убранной к трапезе, и Я со Своими учениками войду в него и отпраздную праздник Воскресения Моего. Если хочешь ты, чтобы пришел Я к тебе и оставался с Тобою, счисти себя и сердце свое от накопившейся скверны греховности, изгони все, что в тебе от мира сего, и укроти буйство пороков своих, уподобься одинокой птице на кровле[171] и с горьким сокрушением размышляй о недостатках своих. Любящая душа, дабы показать свою любовь к Возлюбленному своему, Которого принять готовится, старается обустроить место, куда придет Возлюбленный, наилучшим образом.

2. Но знай, что одних твоих усилий, дабы приготовить все достойным образом, будет недостаточно, даже если бы ты, ни о чем другом не заботясь, посвятил этому целый год. К трапезе Моей будешь допущен ты лишь благодаря состраданию Моему и милости Моей, подобно нищему, которого приглашают на трапезу к богатому: нищему нечем воздать за благодеяние – разве только смирением и благодарением. Сделай все, что в силах твоих, и делай это с тщанием, а не по привычке или по необходимости: принимай Тело Возлюбленного Господа Твоего, снисходящего к тебе по милости Своей, с трепетом и благоговением.

Я есмь Тот, Кто призвал тебя, Я есмь Тот, Кто повелел, дабы свершалось так, Я есмь Тот, Кто восполнит то, чего недостает тебе. Приди и прими Меня.

3. Когда Я, по милости Своей, дарую тебе благоговение, воздай благодарение Богу Твоему, но помни, что благодать благоговения дана тебе не потому, что ты достоин ее получить, а потому, что Я проявил милосердие к тебе. Если же не чувствуешь в себе благоговения, а, напротив, ощущаешь иссушенность души, молись страстно, стенай, стучись в дверь, не отступай, пока не получишь крупицу или каплю этой спасительной благодати. Ты нуждаешься. во Мне, а не Я в тебе. Не ты приходишь освятить Меня, а Я прихожу к тебе освятить тебя и исправить. Ты приходишь ко Мне, дабы быть освященным Мною и воссоединиться со Мною, принять новую благодать, воспылать новым пламенем и возжелать исправления своего. Помни всегда о благодати благоговения, со всем тщанием и непрестанно готовь к ней сердце свое, дабы впустить в него Возлюбленного твоего.

4. Но следует не только готовиться к принятию причастия, преисполняясь благоговения, а старательно сохранять в себе это благоговение и после причащения. И после причащения требуется соблюдать себя в благоговении не менее усердно, чем готовясь к нему, ибо усердное соблюдение себя в благоговении и после причащения есть наилучшее приуготовление к принятию новой великой благодати. Если человек вскоре после причащения обращается к утешениям здешнего мира, значит, не сумел он удержать дух свой в должном благоговении. Избегай суесловия, ищи уединения, радуйся пребыванию с Богом, Которого отнять у тебя не сможет и весь мир.

Я есмь Тот, Кому ты должен, отринув все мирские заботы, отдать себя полностью, дабы пребывать тебе уже не в себе, а во Мне.

Глава XIII

О том, что душа благоговейная должна жаждать соединения со Христом в таинстве причастия

1. Кто дарует мне, Господи, обрести Тебя во всей полноте? Да открою Тебе все сердце свое, да возрадуется Тебе душа моя, как она того желает, да не введет отныне меня никто в заблуждение, да не затронет меня ничто мирское, да не смутят меня ничьи взоры! Сделай так, Господи, чтобы Ты Один говорил со мною, а я только с Тобою, как говорят друг с другом возлюбленные или беседуют друзья. Молю я о том и желаю того, чтобы полностью соединиться с Тобою, чтобы отвергнуться мне ото всего сотворенного всем сердцем своим и чтобы научиться мне через святое причастие и частые причащения принимать небесное и вечное со все большей радостью. О Господи Иисусе, когда же я соединюсь с Тобою, полностью растворюсь в Тебе и совершенно сам себя забуду? Пребывай во мне, и я буду пребывать в Тебе! Сделай так, чтобы всегда нам пребывать в единении!

2. Воистину, Ты Возлюбленный души моей, Избранный превыше всех, в Тебе душа моя желает пребывать вовеки. Воистину, Ты мой Миротворец, в Тебе – мир верховный и успокоение истинное, а без Тебя – все труд тяжкий, и страдания, и бедствия без конца. Воистину, Ты еси Бог, сокрытый для нечестивых, и не они внимают словам Твоим, а смиренные и простые сердцем. О, как благостен, Господи, Дух Твой! Желая явить благостность Твою чадам Твоим, благоволил Ты напитать их хлебом живительным, сходящим с небес. Воистину, нет народа более великого, чем тот, к которому Бог его близок,[172] как близок Ты, Боже, ко всем верным Твоим, которым даруешь Себя в хлебе и в утешении для вседневного укрепления духа и тела их и для вознесения сердец их к небесному.

3. Кто более благороден и возвышен, чем Христиане? Кого во всей поднебесной возлюбил Бог больше, чем душу благочестивую, в которую Он входит и которую он укрепляет Телом Своим наипрославленным? О благодать неизреченная! О восторг невыразимый! О любовь безмерная, изливаемая неизъяснимо на человека! Но чем же могу я воздать Господу Моему за всю эту благодать и за любовь Его превеликую? Ничего не могу принести Ему более любезного, чем сердце мое в полноте его для соединения с Ним! Тогда возрадуется все во мне, когда всецело соединится душа моя с Богом и когда скажет Господь мне: если ты хочешь быть со Мною, то и Я хочу быть с тобою. И я отвечу Ему так: благоволи, Господи, быть со мною! Я горю желанием быть с Тобою! И все мое желание в том, чтобы сердце мое соединилось с Тобою навеки.

Глава XIV

О пламенном желании причаститься Тела Христова

1. Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя![173] Когда я думаю о некоторых благочестивых людях, стремящихся к причастию с великим благоговением и рвением, охватывает меня смущение и стыд за то, что сам я так вял и нерадив в приготовлении к причастию, так бестрепетен у алтаря во время святого причащения, что остаюсь столь черств и равнодушен в сердце своем, что не воспламеняется во мне желание быть с Тобою, что нет во мне такого сильного стремления и любви, которыми обладали многие из людей благочестивых. Они, охваченные желанием причаститься и преисполненные любовью, не могли удержаться от слез умиления. Они жаждали припасть сердцем и устами своими к Живому Источнику, Который есть Ты, Господи, и ничто не могло утолить их духовного алкания, кроме причащения Тела Твоего в великой радости и восторге духовном.

2. Воистину, вера их, истинная и пламенная, являет собою убедительный довод присутствия Твоего святого! Поистине познают они Бога своего в преломлении хлеба, и воспламенятся сердца у них от приобщения ко Христу, ведущему их по пути истинному. Я же, увы, столь часто бываю далек от такого благоговения, такой преданной и сильной любви и такого рвения духовного! Будь снисходителен и благосклонен ко мне, Господи Иисусе Милостивый и Благодатный, и даруй рабу Твоему несчастному хотя бы изредка чувствовать хоть малую толику любви Твоей во время святого причащения, дабы укрепилась вера моя, возросла надежда на Твою благость и дабы любовь, однажды возгоревшаяся во всю силу и поддержанная манной небесной, не угасала никогда.

3. Знаю, Господи, что милосердие Твое велико, и знаю, что можешь даровать Ты мне благодать, которую так вожделею! Всели в меня, Господи, когда посчитаешь, что время пришло, по милосердию Своему, дух рвения духовного. Хоть и нет во мне такого пламенного желания, каким горят некоторые особо благоговейные люди, но все же, по благодати Твоей, есть во мне произволение обрести его, и, желая этого страстно, молю сделать так, чтобы мог я стать одним из тех, кто обладает столь пламенной любовью к Тебе и может быть причислен к их святому сообществу.

Глава XV

О том, что благодать благоговения приобретается смирением и самоотречением

1. Тебе следует постоянно искать благодати благоговения, неустанно молить о ее ниспослании, ожидать ее с терпением и твердым упованием, принимать ее с благодарностью, хранить ее со смирением, радеть о ней. Не следует беспокоиться о времени и способе Божьего посещения – Он Сам определит, когда Ему прийти. Особо тебе нужно следить за тем, чтобы предаваться смирению всякий раз, когда почувствуешь, что в тебе мало благоговения или вообще нет его, но при этом не следует ни отчаиваться, ни печалиться безмерно. Часто бывает так, что в одно мгновение посылает Он то, в чем долгое время отказывал, и иногда в конце молитвы Он дарует то, что в начале ее удерживал.

2. Если бы благодать даровалась нам сразу же, как только мы о ней попросим, и предоставлялась бы тут же по первому слову просящего, человеку слабому (духом) было бы невозможно распорядиться ею должным образом. Вот почему следует ожидать благодати благоговения со смиренным терпением и с твердым упованием. Если же по причине, тебе не ведомой, благодать не даруется тебе или отнимается у тебя, вини в этом самого себя и грехи свои. Иногда достаточно и малой помехи, чтобы задержалось или отложилось дарование благодати – если только можно назвать малой, а не огромной помехой то, что лишает нас такого великого блага. Но будь то малая или большая помеха, если ты устранишь ее и преодолеешь полностью все препятствия, получишь то, о чем просил.

3. И как только ты всем сердцем предашь себя Богу, как только перестанешь искать, ублажая прихоти и желания свои, разных (земных утешений) и полностью вверишься Ему, тотчас окажешься соединенным (с Ним) и обретшим мир и покой. И будет тебе отрадно и сладостно лишь то, что любезно Богу и угодно воле Его Божественной. Тот, кто в простоте сердечной устремит все свои помыслы к Богу и избавится от привязанности или отвращения к тварному, будет приуготовлен к принятию благодати и достоин дара благоговения. Бог дает благословение Свое тому, что вычищено и готово его принять, подобно сосудам, опорожненным (от скверны, вычищенным и приготовленным для принятия живительной влаги). И чем решительнее отречется человек от всего в этом дольнем мире и умрет для себя в самопрезрении, тем быстрее к нему придет благодать, тем обильнее наполнит она освобожденное сердце его и тем выше вознесет его.

4. С сердцем, исполненным благодати, ведомый рукой Господа, Которому человек вверил себя полностью, узрит он то, от чего возрадуется и чему подивится. Благословен тот, кто Бога ищет всем сердцем и заботится о душе своей. Принимая святое причастие, удостоится он дара великой благодати единения в Боге, ибо беспокоится не о благочестии своем и утешении, а о чести и славе Божией.

Глава XVI

О том, что мы должны открывать нужды свои Христу и просить у Него дара благодати

1. О Наисладчайший и Наивозлюбленнейший Господи! Благоговейно желаю без промедления принять Тебя! Ведомы Тебе немощь и нужда, в которых пребываю. Известны Тебе нечестие мое и пороки мои, в которых погряз я. Знаешь ты, как часто бываю я подвержен напастям, скорбям, искушениям, смятению и осквернению. К Тебе обращаюсь я за исцелением, Тебя прошу дать мне утешение и облегчение. К Тебе, Всеведущему, взываю! Тебе открыто все, что сокрыто в душе моей! Ты Один можешь дать мне истинное утешение и спасительную помощь. Ты ведаешь, как беден я добродетелями, и знаешь, чего мне больше всего недостает.

2. Вот, предстою пред Тобою, нищ и наг, прошу о благодати Твоей и умоляю о милосердии Твоем. Напитай нищего раба Твоего, алчущего духовной пищи, растопи лед души моей пламенем любви Твоей, устрани слепоту мою светом Твоего присутствия! Сделай все земное для меня горьким, дай силы с терпением переносить все напасти и преодолевать все препятствия, позволь мне презреть и забыть все дольнее и все сотворенное. Вознеси сердце мое к небесам и не оставь блуждать по земле. Да буду устремлен я к Тебе Единому отныне и до скончания века, ибо только Ты Один для меня пища и питие. Ты Один любовь моя и радость моя, услада моя и благо мое!

3. О, как бы хотел я, чтобы охватило меня пламя Твоего присутствия, чтобы испепелило меня это пламя и чтобы преобразил Ты меня в Себя, дабы в благодати внутреннего единения с Тобой и всепоглощающей любви стать мне духом с Тобою единым. Не дай голоду моему духовному и жажде остаться после посещения Твоего неутоленными, прояви милосердие ко мне, как проявил Ты его столь благостно к святым Твоим. Ты – Огнь, вечно пылающий и никогда не угасающий, Ты – Любовь, очищающая сердца и просветляющая всякое понимание, как могу остаться незатронутым пламенем Твоим всепоглощающим?

Глава XVII

О пламенной любви и о страстном желании принять Христа в сердце свое

1. Господи, с глубоким благоговением и пламенной любовью, со всем ревностным вожделением сердца моего желаю так принять Тебя, Господи, как желали принять Тебя святые и благоговейные люди, особо угодившие Тебе святостью жизни своей и пребывавшие в высочайшем благоговении. О Боже мой, Любовь вечная, все благо мое, блаженство мое нескончаемое, страстным желанием горю восприять Тебя в том трепетном благоговении, которым были или могли быть охвачены святые.

2. И хотя недостоин я иметь столь возвышенные благоговейные чувства, все же приношу Тебе всю любовь сердца моего с таким произволением и полнотою, как если бы во всем мире один лишь я обладал пламенным и страстным желанием. Приношу Тебе также, с высочайшим благоговением и рвением душевным, все то, что благочестивая душа может вообразить и пожелать. Хочу принести Тебе в жертву всего себя, без остатка, по доброй воле своей и с великой радостью. Господи Боже мой, Создатель мой и Искупитель, хочу ныне восприять Тебя с такой же любовью, с таким же благоговением, с такою же хвалою, с таким же почитанием, с такой же признательностью, с таким же достоинством, с таким же благодарением, с такой же верой, надеждой и чистотой, с какими приняла Тебя, как того и желала, Пресвятая Матерь Твоя, Преславная Дева Мария, когда ангелу, принесшему благую весть о таинстве Воплощения, дала ответ смиренный и благочестивый: се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему.[174]

3. Блаженный Предтеча Твой, Иоанн Креститель, величайший из святых, будучи еще во чреве матери, встрепенулся радостно, почувствовав Твое присутствие, и возрадовался великой радостию о Духе Святом; а некоторое время спустя, увидев Иисуса, идущего среди людей, воскликнул с величайшим смирением и с благоговейным трепетом: друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха.[175] Так и я хочу быть охваченным пламенем великих и святых желаний и хочу Тебе вверить себя самого от всего сердца. Вот почему приношу и отдаю Тебе упоение радости своей, пламенные чувства, восторги души, видения небесные, озарения духовные всех сердец благочестивых со всеми благодарениями и восхвалениями, которые воздаются или будут воздаваться всеми созданиями на земле и на небе, за себя и за всех тех, за кого мне поручено молиться, дабы было Тебе достойное восхваление и слава вовеки.

4. Господи Боже мой, прими мои желания и обеты мои возносить Тебе хвалу бесконечную и благодарение вечное, как и подобает по праву свершать пред Тобою в восторге от величия Твоего неизреченного! Воздаю Тебе хвалу и благодарение, и хочу воздавать их ежечасно, ежедневно и еженощно, и в молитвах моих и молениях я призываю и молю всех духов небесных и всех верных Твоих вместе со мною воздавать Тебе хвалу и благодарение.

5. Да будут восхвалять Тебя все племена, все народы и все языки и превозносить имя Твое святое и наисладчайшее с радостью превеликой и благоговением ревностным. Да сподобятся обрести у Тебя благодать и милосердие те, кто совершает благоговейно, восхищенно и с полной верой верховное таинство Твое, и да помолятся смиренно обо мне, грешнике. А когда обретут они утешение, и вожделенное благоговейное ликование, и единение торжествующее (с Тобою), и, чудодейственно укрепленные (хлебом причастия), будут возвращаться от святой трапезы небесной, да помянут меня, несчастного и жалкого.

Глава XVIII

О том, что не должно человеку суетно любопытствовать о таинстве причастия, а следует быть ему смиренным подражателем Христу, подчиняя разум свой святой вере

1. Дабы не быть ввергнутым в бездну сомнения, поостерегись в бесполезном любопытстве испытывать разумом глубочайшее таинство причастия. Тот же, кто попытается испытывать величие Божье, подавлен будет славою Его. Бог может сотворить то, что недоступно разумению человека. Дозволительно, однако, благоговейно и смиренно искать Истину, всегда проявлять готовность к научению и следовать верно учениям и делам Святых Отцов.

2. Блаженна простота, избегающая вопрошать о том, на что трудно найти ответ, и идущая прямо и твердо по стезе заповедей Божьих! Многие утратили благоговение, восхотев разведать высшие тайны. От тебя требуется вера и добродетельность жизни, а не высота ума и постижение глубин Божиих таинств. Если не можешь уразуметь и постигнуть дольний мир, как можешь понять мир горний? Покорись Богу, подчини разум своей вере, и дан будет тебе свет такого познания, которое будет тебе полезным и нужным.

3. Некоторые подвергаются тяжким искушениям, (соблазняющим их испытывать) веру и таинство причастия, но вину за это следует возлагать не на них, а на врага (рода человеческого). Не тревожься, не вступай в спор со своими помыслами, не отвечай на вопросы Дьявола и отметай сомнения, им насылаемые, но веруй словам Божиим, веруй в святых и пророков Его, и злобный враг оставит тебя в покое. Помни, однако, что часто бывает полезным рабу Божьему подвергаться таким испытаниям; ведь дьявол мучает и искушает не грешников и неверных, которых он уже и так имеет в своей власти, а верных и благочестивых.

4. Иди же и с простой и твердой верой и со смиренным благоговением приступай к таинству причастия. И без колебаний оставь на разумение Бога Всемогущего все то, чего сам уразуметь не можешь. Бог не вводит в заблуждение, вводит в заблуждение сам себя тот, кто слишком полагается на себя. Бог приходит к простым (душой), открывает Себя смиренным, дает разумение малым, дарует понимание (сокровенного) душам чистым и лишает благодати любопытных и горделивых. Разум человеческий немощен и легко впадает в заблуждение, а вера истинная заблуждаться не может.

5. Разум человека и познание им мира должны следовать за верою, а не предварять или замещать ее. Особо ярко вера и любовь сияют в святейшем и пресветлом таинстве причастия, а сокровенные пути их выше человеческого разумения. Боже Предвечный, и Бесконечный, и Всемогущий на небе и на земле творит многое великое и непостижимое, и не уразуметь человеку дела Его дивные. А если бы дела Божии мог с легкостью постичь разум человеческий, не были бы они столь чудесны и неизреченны.




146 Мф 11.28.

147 Ин 6.51.

148 1 Кор 11.24.

149 Ин 6.56.

150 Ин 6.63.

151 Мф 11.28. Здесь мы предлагаем уже не синодальный перевод, а новый перевод на русский язык, выполненный о. Леонидом (Лутковским).

152 См. Исх 25.10-16.

153 «Мирная жертва» – это словоупотребление находим, например, в 3 Цар 8.63.

154 См. 3. Цар 6.38; 8.63-66.

155 Ср. 2 Цар 6.14,16; «Давид скакал из всей силы пред Господом... Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками».

156 Ин 6.33.

157 Ср. 2 Мак 14.35.

158 Ср. Пс 67.11.

159 Ср. Пс 85.4.

160 Закхей; см. Лк 19.2-9; Иисус сказал ему (Закхею): ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама.

161 Мф 15.32.

162 Ср. Быт 8.21.

163 Ср. Пс 146.5.

164 Ср. Мф 11.28.

165 Всесожжение: жертва, полностью истребляемая огнем; см., например, Быт 8.20; 22.2; 22.13; Исх 18.12; 29.18 и т.д.

166 Ср. Иез 33.11; 28.22.

167 Лк 14.33.

168 1 Кор 13.10.

169 Ср. Пс 118.105.

170 Лев 20.7.

171 Пс 101.7.

172 Ср. Втор 4.7.

173 Пс 30.20.

174 Лк 1.38.

175 Ин 3.29.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ