Фома Кемпийский

О подражании Христу



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД

Книга вторая

Наставления ко внутренней жизни


Глава I

О внутренней беседе

1. Царствие Божие внутри вас,[35] – говорит Господь наш. Обратись к Господу из глубины сердца своего, оставь этот жалкий и презренный мир, и душа твоя обретет покой. Учись презирать внешнее и предаваться внутреннему, и увидишь, как войдет в тебя Царствие Божье. Ибо Царствие Божие не пища и не питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе,[36] и нечестивцы лишены его. Христос приидет к тебе и даст тебе утешение, если приуготовишь для Него достойное место внутри себя. Вся слава Его и вся красота Его внутри (тебя), и там место, которое Ему угодно. Внутреннего человека часто посещает Бог, (внутри человека) ведется сладостная беседа, даются благодатные утешения, царит покой и пребывает неизреченное ощущение (присутствия Бога).

2. Крепись, верная душа, приготовь свое сердце Жениху, дабы Он мог прийти и обитать в тебе, ведь сказал Он: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.[37] Поэтому дай место Христу (в сердце своем), и никого и ничего не впускай туда, и затвори его для всего иного. Если имеешь Христа в сердце своем, значит, ты богат, и ничего более тебе не нужно, и все у тебя есть. Христос будет давать тебе все, в чем нуждаешься, и не нужно тебе будет уповать на кого бы то ни было еще. Человек быстро меняется и легко забывает о других, а Христос пребывает вовек[38] и пребудет с тобой до конца.

3. Не слишком полагайся на человека, который слаб и смертен, даже если он полезен и любезен тебе; как бы ни был он полезен и как бы ты ни любил его, не слишком печалься, если он отвернется от тебя или будет тебе перечить. Те, кто сегодня с тобою, завтра могут обратиться против тебя; люди переменчивы, как ветер. Уповая во всем на Господа, страшись только Его и люби только Его. Он даст за тебя ответ и позаботится о тебе наилучшим образом. Здесь (в этом мире) пребывать тебе недолго; где бы ты ни оказался, ты всегда будешь странником и пришельцем (на этой земле) и никогда не обретешь покой, если не соединишься внутренне с Христом.

4. Что ты высматриваешь вокруг себя? Здесь ты не найдешь себе места успокоения. Покой и постоянство ты должен искать лишь в небесном, а на все земное ты должен смотреть как на преходящее и мимолетное. Все проходит, и ты вместе со всем. Берегись, чтобы не прилепиться к чему-либо (земному), ибо если возлюбишь земное – погибнешь. Все помыслы свои направляй ко Всевышнему, обращай молитвы свои непрестанно ко Христу. Если не можешь ты созерцать горнее и небесное, размышляй о страданиях Христа, с готовностью пребывай мыслями в святых ранах Христовых. Если припадешь ты к Его ранам и драгоценным стигматам, получишь огромное облегчение в любой напасти и не будешь скорбеть, как бы тебя ни презирали и ни поносили.

5. И Господь наш Иисус Христос, в Его земном обличьи, был презираем (столь многими) людьми и был оставлен друзьями и знакомцами в годину самых тяжких испытаний и поруганий. Сам Иисус Христос пожелал переносить страдания и быть презираемым – и ты смеешь жаловаться на что-то! У самого Христа были противники и хулители, а ты хочешь, чтобы все были тебе друзьями и благодетелями! Как надеешься ты быть вознагражденным за терпение, если не претерпишь какой-либо напасти? Как надеешься ты стать другом Христовым, если не желаешь переносить никаких невзгод? Терпи с Христом и ради Христа, если хочешь царствовать с Ним.

6. Если бы ты хоть раз растворился полностью во Христе и хоть слегка бы прикоснулся к Его пламенной любви, тогда перестал бы ты вспоминать о своих друзьях и недругах и стал бы испытывать радость оттого, что подвергаешься поношениям, ибо тот, кто любит Христа, презирает себя. Тот, кто поистине любит Христа и истину, кто поистине обращен вовнутрь себя и свободен от суетных привязанностей, может беспрепятственно обратиться к Богу, возвыситься в духе над самим собою и пребывать в светлом покое.

7. Тот, кто постигает все так, как оно есть в действительности, а не по словам и суждениям других людей, поистине мудр и просвещен Богом, а не людьми. Тому, кто знает внутренние, духовные пути и мало обращает внимание на внешнее, не нужно искать особого места или особого времени для того, чтобы предаваться благочестивым занятиям. Человек внутренний умеет быстро внутренне собраться, ибо он никогда полностью не обращен ко внешнему. Ни все труды внешние, ни все дела, которым приходится предаваться во время (пребывания в этом мире), не мешают внутреннему человеку, ибо занимается он ими лишь во внешнем. Тот, кто внутри себя умиротворен и знает, к чему направлять свои помыслы, равнодушен к полным соблазна и греха делам человеческим. Чем больше человек привязан к делам и суете мира, тем больше отвлекается от духовного и тем сложнее ему приобщаться к духовному.

8. Если бы ты был благонаправлен и очищен (от мирских пристрастий), все оборачивалось бы тебе на пользу. Многое тебе не нравится и многое тебя беспокоит оттого, что ты еще не полностью для себя умер и не отрешился от всего земного. Ничто так не проникает в сердце человека и не будоражит его, как нечистая любовь к тварному и телесному. Если ты отречешься от внешнего, тогда сможешь созерцать небесное и испытывать внутреннюю радость.

Глава II

О смиренной покорности

1. Не думай о том, кто за тебя, а кто против тебя, но ревностно стремись к тому, чтобы Бог был с тобою во всем, что бы ты ни делал. Если будут у тебя достойные помыслы, Бог надежно защитит тебя. Тому, кому Бог хочет помочь, ничья злоба повредить не может. Если ты умеешь переносить (напасти) молча, несомненно, получишь помощь от Бога. Он Сам знает время и способ, когда и как избавить тебя (от напасти), поэтому вверься ему во всем. Богу решать, помогать ли нам и избавлять ли нас от напастей. Тем не менее, дабы нам укрепиться в смирении, часто бывает полезно, чтобы другие знали наши недостатки и обличали их.

2. Когда человек, раздумывая о своих недостатках и прегрешениях, достигает смирения, ему легко и других смирять и успокаивать противоречащих ему. Смиренного Бог защищает и избавляет от напастей, смиренного Он любит и утешает, смиренного Он примечает, смиренному Он дает обильную благодать и смиренного, который был унижен, возносит к славе. Смиренному Он открывает свои тайны, смиренного тихо к Себе зовет и манит. Даже подвергаясь поношениям и напастям, смиренный остается безмятежен, ибо полагается на Бога, а не на здешний мир. Не считай, что ты преуспел в духовном совершенствовании, если не признаешь себя стоящим ниже всех.

Глава III

О человеке вполне умиротворенном

1. Умиротвори прежде всего самого себя, и тогда сможешь умиротворять других. От человека умиротворенного больше пользы, чем от человека ученого. Человек, обуреваемый страстями, и добро может превратить во зло, и склонен верить всякому злу, а человек вполне умиротворенный все обращает во благо. Тот, кто умиротворен, ни к кому не питает подозрений; тот же, кто всем недоволен и полон страстей, оказывается постоянно обуреваем всяческими подозрениями; он сам неспокоен и другим не дает покоя. Такой человек часто говорит то, что говорить ему не следовало бы, и не говорит того, что ему следовало бы говорить; он указывает другим, что им следует делать, и не делает того, что следовало бы делать ему самому. Итак, ревностно относись прежде всего к самому себе, и лишь тогда будешь вправе ревностно относиться к другим.

2. Ты знаешь, как находить оправдания и извинения за свои промахи и недостатки, но не желаешь принимать извинений других. Было бы более правильным обвинять самого себя и оправдывать ближнего своего. Если ждешь от других терпимости и поддержки, сам будь терпим и не отказывай в поддержке другим. Посмотри, как еще далеко тебе до истинной любви и смирения, до такой любви и такого смирения, которые не позволяют негодовать или гневаться на кого бы то ни было, кроме самих себя. Не составляет большого труда иметь дело с людьми добрыми и кроткими, ибо доброта и кротость нравятся всем, и всем нравится жить в мире и спокойствии, и все любят единомышленников. А вот жить в согласии с людьми грубыми и вздорными, с людьми злобными и непостоянными, с людьми, нам противоречащими, и есть великая благодать, достохвальное и благородное дело.

3. Есть такие люди, которые и сами умиротворены, и живут в мире и согласии с другими, но есть и такие, которые и сами терзаются, и других в покое не оставляют. Такие люди утомительны и скучны для других, но еще более утомительны и скучны они для себя самих. Однако есть и такие, которые и себя сохраняют в мире и спокойствии, и других стараются привести к миру и спокойствию. Все же в нашей здешней несчастной и бедственной жизни мир и покой заключаются в том, чтобы терпеть со смирением то, что направлено против нас, а не в том, чтобы не чувствовать направленного против нас. Тот, кто умеет долго и много терпеть, обретет радость великого успокоения; такой человек победил себя, он становится господином всего мира, он становится другом Христа и наследником Небес.

Глава IV

О чистоте помыслов и простоте сердца

1. На двух крыльях воспаряет человек над земным – одно из крыл простота, а другое – чистота. Простота должна быть в помыслах, а чистота – в чувствах. Простота обращена к Богу, а чистота Его постигает и вкушает Его сладость. Если ты будешь свободен от суетных привязанностей, ты будешь открыт для всякого доброго дела. Если твои помыслы направлены лишь на поиски благоволения Бога и на пользу ближнему, обретешь внутреннюю свободу. Если сердце твое преисполнено Божьим, тогда все живое будет тебе зеркалом жизни и книгою святого учения. Всякое живое существо, сколь малым и ничтожным бы оно ни было, являет собою Божью благодать.

2. Если бы ты был внутренне благ и чист, тогда бы ты все видел и постигал без труда. Чистое сердце проникает в тайны неба и в тайны преисподней. Каков человек внутри себя, так он и судит обо всем внешнем. Если в мире и есть какая-либо радость, обретается она в чистом сердце. А все напасти и скорби лучше всего ведомы сердцу злому. Подобно железу, которое, будучи помещенным в огонь, раскаляется и очищается от ржавчины, человек, обращающий всего себя к Богу, очищается от лености и превращается в нового человека.

3. Когда человек только начинает возгораться (к благодати), он и малого труда страшится и охотно принимает внешние утешения. Но когда он начинает решительно идти по пути Божьему и полностью преодолевать себя, тогда то, что казалось столь сложным для него, покажется ничтожно легким.

Глава V

О познании самого себя

1. Мы не должны слишком доверять себе, ибо часто нам так недостает благодати и благоговения. Так мало в нас света, да и то малое, что имеем, теряем от небрежения. Часто мы даже не замечаем, насколько слепы мы внутренне. Часто мы поступаем дурно, а оправдывая себя, мы поступаем еще более дурно. Иногда нами движет страсть, а мы принимаем это за рвение. Мы осуждаем других за малое, а в себе не видим и много большее. Мы тотчас замечаем и осуждаем то, что приходится сносить от других, а того, что другие терпят от нас, мы не видим. Тот, кто мог бы верно и глубоко судить о своих поступках, не судил бы столь строго и превратно о поступках других.

2. Человек внутренний прежде всего на себя обращает свой взор, а тот, кто пристально вглядывается сам в себя, легко удерживается от того, чтобы говорить о других. Никогда не быть тебе внутренним и благочестивым человеком, если не станешь воздерживаться от суждений о других и не будешь обращать свой взор на самого себя. Если ты полностью сосредоточен на себе и на Боге, то, что происходит вокруг тебя, тебя нисколько не затронет. Где ты пребываешь в то время, когда не пребываешь сам в себе? И если ты везде побывал и все испытал, какая тебе от этого польза, если позабыл ты самого себя? Если ты хочешь, чтобы в сердце у тебя воцарились истинный мир и спокойствие, тебе следует позабыть (обо всем внешнем) и всматриваться лишь в самого себя.

3. Освобождайся от забот о преходящем, и ты далеко продвинешься по пути совершенствования, а если будешь придавать значение вещам бренным, то это задержит тебя на твоем пути. Ничего не почитай высоким, великим, приятным, достойным, кроме самого Бога или исходящего от Бога, а все утешения, что исходят от тварного и телесного, почитай за суетное. Душа, любящая Бога, презирает все, что ниже Бога. Душе утешение и радость истинная сердцу – Бог, Бог вечный, бесконечный, все собой наполняющий.

Глава VI

О радости, которую дает чистая совесть

1. В радости достойного человека свидетельство его чистой совести – поэтому имей чистую совесть, и всегда будешь иметь радость. Чистая совесть может вытерпеть многое, и даже среди напастей она остается удивительно радостной. Нечистая же совесть всегда боязлива и беспокойна. Если сердце не укоряет тебя, будешь пребывать в сладостном покое. Не радуйся без причины, не совершив доброго дела. Злые люди лишены истинной радости и не испытывают внутреннего мира, ибо нечестивым нет мира, говорит Господь.[39] И если они будут говорить: мы пребываем в мире и спокойствии, нас не постигнет никакая беда, да и кто может посметь вредить нам – не верь им, ибо гнев Божий внезапно падет на них, и все дела их рук будут обращены в ничто, и все их намерения будут развеяны.

2. Для того, кто любит (Бога), не представляет труда среди всех напастей возрадоваться и восславить (Господа), и поступать так – значит восславить Крест Господа нашего Иисуса Христа.[40] Коротки та радость и то восславление, которые даются людям и приемлются от них. Мирская радость всегда сопровождается печалью. Добродетельные восславляются своей совестью, а не устами человеческими. Праведные восславляют Бога, и радость их от Бога, и радуются они истине. Того, кто желает вечной радости и истинного восславления, не заботит радость и восславление преходящие, а тот, кто ищет суетной славы или не презирает ее всем сердцем, показывает, что небесную славу он любит меньше, чем земную. Великий покой царит в сердце того, кто и похвалу, и порицание приемлет одинаково равнодушно.

3. Тому, у кого чистая совесть, не составляет труда быть умиротворенным и довольствоваться (малым). Оттого, что тебя хвалят, не станешь более святым, а оттого, что бранят тебя, не станешь более презренным. Ты есть таков, каков ты есть, и что бы о тебе ни говорили, не станешь лучше, чем ты есть перед Богом, Который знает тебя изнутри и о тебе свидетельствует. Если тебя заботит лишь то, что внутри в душе твоей, тебя не станет заботить то, что вовне говорят о тебе люди. Человек видит лишь лицо, а Бог прозревает сердце. Человек судит по делам, а Бог знает и о намерениях. Всегда творить добро и не иметь о себе высокого мнения – вот признаки смиренной души. Не искать утешения ни от кого и ни от чего земного – вот признаки великой чистоты и внутренней уверенности.

4. Если человек не ищет чужого мнения о себе, то ясно, что он полностью вверил себя Богу. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, говорит Апостол Павел, но кого хвалит Господь.[41] С Богом пребывать внутренне и не иметь никаких внешних привязанностей – вот состояние внутреннего человека.

Глава VII

О том, что любовь к Иисусу превыше всего

1. Блажен, кто знает, что значит любить Иисуса и ради Него презирать самого себя. Нужно оставить всякую любовь, кроме любви к Иисусу, ибо Он желает, чтобы его любили превыше всего. Любовь к кому бы то ни было обманчива и непостоянна, а любовь к Иисусу верна и надежна. Тот, кто прилепляется к кому-либо другому, преходящ, ибо преходящ тот другой; тот же, кто прилепляется к Иисусу, приобщается к вечности. Люби Иисуса, почитай Его своим другом, ибо когда все от тебя отступятся, Он Один не покинет тебя и не даст тебе окончательно погибнуть; (так предопределено), что хочешь или не хочешь, тебе придется разлучиться со всеми (людьми в этом мире).

2. Держись Иисуса и пребывая в этой жизни, и уходя из нее, вверься Ему, ибо Он Один, в своей верности, может тебе помочь тогда, когда все другие тебя оставили. Возлюбленный тобою Христос таков, что не хочет впускать в твое сердце никого другого, желая обладать им безраздельно и восседать в нем, как царь на престоле. Если бы ты сумел избавиться от всякого земного пристрастия, Иисус охотно бы пребывал с тобой. Почти все, что ты даешь и доверяешь кому-либо, кроме Иисуса, будет для тебя потеряно. Не уповай на то, что тростинка, колеблемая ветром, может стать тебе опорой, ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал.[42]

3. Если будешь судить о людях только по одной их внешности, не избежать тебе быстрого разочарования. Если станешь искать утешения или пользы от людей, часто будешь обманут в своих надеждах. Если же ищешь во всем Иисуса, непременно Иисуса же и найдешь, а если себя ищешь, то на свою же погибель самого себя и найдешь. Ибо тот, кто не ищет Иисуса Христа, себе же наносит вреда больше, чем могли бы ему нанести все его недоброжелатели и весь мир.

Глава VIII

О том, какое благо быть с Иисусом

1. Когда Иисус с тобою, во всем найдешь благо и ничего не покажется трудным, а когда нет с тобою Иисуса, все в тягость. Когда Иисус не говорит внутри тебя, нет утешения, но если Иисус обратится к тебе хотя бы с единым словом, тотчас получишь великое утешение. Не так ли было с плачущей Марией Магдалиной, которая тут же воспрянула, когда Марфа сказала ей: Учитель здесь и зовет тебя.[43] Блажен час, когда Иисус воззовет нас от слез к радости духовной! О, как иссушен и жестокосерд ты без Иисуса, как невежествен и суетен, когда желаешь чего-либо вне Иисуса! Поистине, лучше потерять весь мир, чем потерять Иисуса!

2. Что может дать тебе весь мир без Иисуса? Быть без Иисуса – муки адовы, быть с Иисусом – рай сладостный. Если Иисус с тобой, ни один недруг не сможет причинить тебе никакого огорчения. Тот, кто обретает Иисуса, обретает великое сокровище и великое благо, которое превыше всех других благ, а тот, кто теряет Иисуса, теряет безмерно много, более целого мира. Всех беднее тот, кто живет без Иисуса; всех богаче тот, кто пребывает в благости с Иисусом.

3. Умение общаться с Иисусом требует великого искусства, а умение удерживать Его в себе требует большой мудрости. Будь смиренным и миролюбивым, и пребудет Иисус с тобою. Будь благочестивым и умиротворенным, и Иисус пребудет с тобою. Но если ты пожелаешь обратиться ко внешнему, то можешь быстро потерять Иисуса и благодать Его. А если потеряешь Иисуса, к кому сможешь обратиться за помощью, какого друга сыщешь себе? Без друга долго не проживешь, и если Иисус не станет тебе ближайшим другом, будешь очень печален, несчастен и одинок. Итак, ты поступаешь очень неразумно, если уповаешь не на Иисуса, а на кого-либо другого, радуешься не Иисусу, а кому-либо другому. Лучше иметь врагом своим целый мир, чем оскорбить Иисуса. Из всех тех, кто тебе люб и дорог, да будет Иисус люб тебе и дорог превыше всех.

4. Любить людей следует лишь из любви к Иисусу, а Иисуса следует любить ради Него Самого. Одного Иисуса следует любить особо, ибо Он Один, в отличие от всех остальных друзей, остается всегда благ и верен. Да возлюбишь ты и друзей, и недругов ради Него и в Нем; молись за всех за них, дабы они познали Его и возлюбили Его. Никогда не желай того, чтобы тебя одного хвалили и любили, ибо так можно относиться лишь к Одному Богу, Который не имеет никого, кто был бы Ему подобен. Не желай и того, чтобы чье-либо сердце было занято тобою, а твое пусть не будет наполнено любовью к кому бы то ни было, но да будет Иисус в тебе и во всяком добром человеке.

5. Будь чист и свободен внутри себя, не стой ни у кого на пути, обнажи сердце свое и принеси его чистым Иисусу, если хочешь почувствовать и познать, сколь благостен Господь. Но знай, что этого не достигнешь, если не будешь направляем благодатью Его внутрь себя с тем, чтобы, отбросив от себя все и от всего отказавшись, стать единым с Ним. Когда благодать Божья приходит к человеку, он становится могуч и силен настолько, что все готов преодолеть, а когда благодать Божья его оставляет, он становится слаб и немощен и пригоден только к тому, чтобы подвергаться напастям, (и если такое случится с тобою), ты не должен падать духом и отчаиваться, но спокойно и терпеливо принять волю Божью и претерпеть все, что выпадет на твою долю, во славу Иисуса Христа. Помни, что вслед за зимою приходит лето, ночь сменяется днем, а после бури наступает великая тишь.

Глава IX

Об отсутствии всякого утешения

1. Совсем нетрудно презирать утешение человеческое, когда имеешь утешение Божественное. Но как трудно уметь оставаться без утешения как человеческого, так и Божественного, и ради любви к Богу охотно и по доброй воле переносить сердечное одиночество, ни в чем не искать для себя выгоды и не думать о собственных достоинствах. Какая заслуга в том, чтобы радоваться и быть благоговейным, когда к тебе приходит благодать? Каждый желает дождаться этого часа. Путь так приятен, если тебя ведет и поддерживает благодать Божья, и что удивительного в том, что путник, которого направляет Всемогущий и ведет Высший Поводырь, не испытывает усталости?

2. Нам всегда приятно иметь что-либо себе в утешение, но так трудно человеку расставаться с земными утешениями! Блаженный мученик Святой Лаврентий[44] превозмог мир и привязанность к своему прелату, ибо он презрел все, что в этом мире могло показаться усладительным; он смиренно перенес вынужденную разлуку с верховным первосвященником Божьим, Святым Сикстом, к которому, из любви к Иисусу Христу, был очень привязан. Так Св. Лаврентий преодолел любовь к человеку любовью к Создателю и предпочел благоизъявление Божье человеческому утешению. Так и ты учись, если в том будет нужда, ради любви Божьей оставить возлюбленного друга; не печалься тяжко, если друг твой тебя оставит, ведь так или иначе нам всем, (живущим в этом мире), придется разлучиться друг с другом.

3. Человеку надлежит долго и много бороться с самим собою, прежде чем он научится в полной мере побеждать самого себя и без остатка отдавать всю свою любовь Богу. Когда человек слишком полагается на себя, он легко обращается к человеческим утешениям; тот же, кто истинно любит Христа и прилежно подражает Его добродетелям, не так легко поддается этим утешениям и ищет не чувственных услад, а тяжких испытаний и трудов во имя любви Христовой.

4. Итак, когда Бог дает тебе духовные утешения, принимай их со смиренной благодарностью, но помни, что это дар Божий, а не то, что ты заслужил благодаря своим достоинствам. Получив такой дар, не превозносись, не радуйся чрезмерно, не позволяй себе возомнить много о себе, а ищи еще большего смирения, поступай еще более осторожно и осмотрительно, ибо тот благостный час пройдет, и за ним последует искушение. Когда ты будешь лишен утешения, не отчаивайся и не теряй надежду, но смиренно и терпеливо ожидай небесного посещения, ибо Бог может дать тебе еще большую благодать и еще большее утешение. И в этом нет ничего нового или странного для тех, кто уже испытал пути Божьи, ибо таким чередованиям и переменам подвергались великие Святые и древние Пророки.

5. Оттого говорил некто, чувствуя присутствие благодати: и я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовеки».[45] Но чтобы показать, что он чувствовал, когда благодать его покинула, добавляет: Ты сокрыл лице Твое, и я смутился. Однако и тут он не отчаивается, но, напротив, еще более настойчиво молит Господа и говорит: к тебе, Господи, воззову и к Богу моему помолюся. Наконец сообщает он о плодах своей молитвы и свидетельствует, что его молитва была услышана, говоря: услышал меня Господь и помиловал меня; Господь дал мне помощь и утешение. Но как? Ты, Господи, обратил сетование мое в ликование, говорит он, и препоясал меня веселием. Если такое происходило с великими святыми, то нам, жалким и немощным, не пристало отчаиваться и терять надежду, если по временам мы то возгораемся, то охладеваем (в нашем благочестии); ибо Дух Святой приходит и уходит по собственному благоволению. Вот почему блаженный Иов говорит: посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его.[46]

6. На что же мне возлагать свои надежды и упование, если не на великое милосердие Божье? На что надеяться, если не на небесную благодать? Когда нас оставляет благодать и мы ввергаемся в собственное ничтожество, не помогут нам и не утешат нас ни добрые люди, которые будут с нами, ни благоговейные собратья, ни верные друзья, ни святые книги, ни изящные сочинения, ни сладостные песни, ни благочестивые гимны. Когда случается такое, лучшее лекарство – смиренно предаться терпению и вверить себя воле Божьей.

7. Я не встречал еще человека, сколь бы благочестив он ни был, который не испытывал бы иногда потери благодати или не ощущал бы уменьшения (благочестивого) рвения; никто из святых никогда не достигал таких высот или такого духовного просветления, чтобы в то или иное время не страдать от искушений. Тот, кто не испытал какого-либо страдания или напасти, недостоин высокого дара созерцания Бога. Искушение обыкновенно бывает знаком и предвестником утешения, которое за ним воспоследует, ибо утешение небесное обещано тем, кто победит искушение. Побеждающему, сказано в Писании, дам вкушать от древа жизни.[47]

8. Божественное утешение для того дается человеку, чтобы он более стойко переносил бедствия и напасти. А искушение приходит для того, чтобы человек не возгордился, пребывая в благодати. Дьявол не дремлет, и плоть еще не умерщвлена, и посему не переставай готовиться к сражению, ибо и справа, и слева тебя окружают недремлющие враги.

Глава X

О возблагодарении Бога за множественность его благодатей

1. Отчего ищешь ты покоя, если рожден ты для трудов? Приуготовляй себя к терпению, а не к утешениям, к несению креста, а не к радостям. Кто из людей мирских не хотел бы иметь утешения и радости духовные, если бы их можно было всегда получать без труда? Духовные утешения превосходят все услады мира и все утехи плоти, ибо все услады мира или презренны, или суетны; лишь духовные услады по-настоящему радостны, приятны и достойны; они порождены добродетелями и вливаются Богом в чистые души. Но нет такого человека, который мог бы наслаждаться этими Божественными утешениями всегда и беспрестанно по своему желанию, ибо искушения всегда у порога.

2. Ложная свобода духа и слишком большая уверенность в себе весьма препятствуют небесным посещениям. Бог творит добро, давая благодать утешения, но человек поступает неправедно, если тут же не возвращает Богу благодарение за все деяния его. Дары благодати не текут к нам потоком оттого, что неблагодарны мы к Дарителю и не возвращаем все к Первоисточнику. (Помни), благодать всегда воздается тому, кто приносит должное благодарение. И то, что дается смиренному, отнимается у надменного.

3. Я не хочу такого утешения, которое отняло бы у меня раскаяние и сердечную боль, и мне не нужно такого созерцания, которое привело бы меня к самонадеянности. Не все возвышенное свято, не всякое желание чисто, не все сладостное и приятное есть благо, и не все, что нам по нраву, угодно Богу. Но я охотно приму такую благодать, с помощью которой во мне стало бы больше смирения, больше страха Божия и больше готовности к самоотречению. Тот, кто знает, сколь радостно получить дар благодати и сколь тяжело быть лишенным ее, не посмеет считать себя носителем чего-либо благого; напротив, он признает себя ничтожным и лишенным всякой добродетели. Воздавай Богу Богово, а себе оставляй то, что ты есть сам; иначе говоря, благодари Бога за дарованную благодать, а всякую вину признавай только за собой, и за всякий грех свой признавай наказание, положенное за грех.

4. Занимай всегда самое нижнее место,[48] и тогда дано тебе будет место повыше, ибо то, что повыше, не устоит, если не будет основываться на том, что пониже. Величайшие из святых перед Богом ничтожны в собственных глазах, и чем более они восславлены, тем более они смиряются внутри себя. Те, кто исполнен правды и славы небесной, не стремятся к славе суетной. Те, кто укрепился и утвердился в Боге, никак не могут возгордиться и превознестись. Те, кто приписывают Богу всю ту благодать, которую они получили, не ищут славы человеческой, уповают лишь на славу от Бога и превыше всего желают того, чтобы Бог был прославлен в Себе и во всех Святых, и не стремятся ни к чему другому.

5. Будь благодарен за самый малый из даров (Божьих), и будешь достоин получить большие. Почитай самое малое за большое, и самое ничтожное за особый дар. Если будешь помнить о величии Дарователя, то ни единый дар (от Него) не покажется мал или незначителен. Не может быть малым то, что дается великим Господом Богом; если Он пошлет нам муки и печали, мы должны принять их с радостью, ведь все, что случается с нами, случается по Его воле и служит нашему спасению. Тот, кто хочет удержать благодать Божью, должен быть благодарен за ту благодать, которая ему даруется, и терпелив, когда она у него отнимается; пусть (лишившийся благодати) молится, чтобы она была ему возвращена, и, (получив ее), пусть будет требователен к себе и наполняется смирением, чтобы вновь не потерять ее.

Глава XI

О том, как мало истинно любящих крест

1. Ныне у Иисуса много тех, кто возлюбил Его Царство Небесное, но мало тех, кто несет Его Крест. Много тех, кто ищет Его утешений, но мало тех, кто ищет Его страданий. Много находится тех, кто хочет участвовать в трапезе, и мало тех, кто стремится к воздержанию. Все желают радоваться с Христом, но лишь немногие готовы что-либо претерпеть за Него. Многие последуют за ним, дабы вкусить того хлеба, который Он преломит, но лишь немногие готовы испить из чаши Страдания. Многие чтят чудеса Его, но немногие готовы предать себя унижению и позору Его Креста. Многие любят Иисуса, покуда их не постигают напасти; многие восхваляют и благословляют Его, покуда получают от Него какие-либо утешения, но стоит Иисусу скрыться и утаиться от них хоть на малое время, они начинают роптать или впадают в безмерное отчаяние.

2. Но те, кто любит Иисуса ради самого Иисуса, а не ради собственного утешения, благословляют Его и в беде, и в муках сердечных точно так же, как и в величайшем утешении. И даже если бы Он вовсе не пожелал давать им никакого утешения, они бы все равно Его восхваляли и всегда были бы готовы воздавать Ему благодарения.

3. О, сколь много может свершить любовь к Иисусу, чистая, без всякой примеси своекорыстия или самолюбия! Не следует ли считать корыстолюбцами всех тех, кто ищет лишь утешений? Не следует ли тех, кто всегда ищет для себя благо или выгоду, считать возлюбившими себя больше, чем Иисуса Христа? Где же найти такого человека, который бы пожелал служить Богу бескорыстно?

4. Редко сыщется человек, который был бы настолько духовен, чтобы отречься полностью от всего (телесного). Где найдется истинно нищий духом, который избавился от всяких привязанностей к сотворенному? Искать таких придется очень далеко, в дальних концах земли. Если отдаст человек все свое состояние (Богу), что с того? Если совершит он великое покаяние – и этого мало; если познает все науки – далек еще его путь; и даже если снизойдут на него великая добродетель и пламенное благоговение, многого еще будет ему недоставать. А недоставать ему будет знания того, что же более всего ему нужно. Но что же это? А нужно, отказавшись от всего (земного), отказаться и от самого себя, не оставив в себе ни капли любви (к себе и к миру). И когда человек совершит все, что посчитает нужным совершить, пусть ощутит в себе, что ничего еще не совершил.

5. Пусть также не мнит о себе многого, если другие будут превозносить его, а признает себя тем, чем он поистине и есть – презренным рабом. Ибо сказано: когда исполните все поведенное вам, говорите: «мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».[49] (Кто способен на такое), может стать истинно нищим духом и лишенным (всякой любви человеческой), и сказать с пророком: я одинок и угнетен.[50] Нет человека более богатого, более свободного, более могущественного, чем тот, кто сумел отречься от себя и от всего (в этом мире) и признал себя самым ничтожным и жалким.

Глава XII

О царственном пути святого креста

1. Многим кажутся тяжкими слова: отрекись от самого себя, возьми крест свой и последуй за Иисусом.[51] Но еще тяжелее услышать такие страшные слова в День Последний: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный.[52] Но тем, кто ныне охотно внимает слову Крестному и следует ему, не нужно бояться, что (в Судный День) услышат они (слова) вечного осуждения. Когда Господь приидет судить (мир), на небесах явится знамение Креста, и все, кто служил Кресту, и все, кто в жизни своей сообразовывался с Распятым, пойдут с верой и великим упованием к Судье Христу.

2. Отчего же ты страшишься взять крест, если с крестом входят в Царствие Небесное? В кресте спасение, в кресте жизнь, в кресте защита от врагов, в кресте насыщение усладой небесной, в кресте сила ума, в кресте радость духовная, в кресте средоточие добродетели, в кресте совершенное воплощение святости. Только в кресте для души спасение и надежда на вечную жизнь.

Возьми же крест свой и последуй за Иисусом, и войдешь в жизнь вечную. Христос шел впереди тебя, неся Свой крест, и умер за тебя на кресте, дабы и ты понес свой крест и восхотел бы умереть на кресте. Если на кресте умрешь с Христом, с Ним же и будешь жить и, претерпев с Ним муки, разделишь с Ним и славу.

3. Итак, смотри: все в кресте и все в умирании, и нет иного пути к жизни и к истинному внутреннему миру и успокоению, кроме пути Святого Креста и ежедневного умерщвления (тела). Иди в какую хочешь сторону, ищи где хочешь, но нигде не найдешь пути более возвышенного и более верного, чем путь Святого Креста. Как бы ты ни устраивал жизнь свою, то ли так, как тебе хочется, то ли так, как считаешь нужным, но, вольно или невольно, придется тебе от чего-либо страдать, и везде и всегда будешь находить крест тяжкий – будут тебя одолевать либо болезни тела, либо смущения духа.

4. Иногда (тебе будет казаться, что) тебя оставляет Бог; иногда ближний твой будет досаждать тебе, и более того – будешь подчас ты сам себе в тягость. И от всего этого ты не сможешь никак освободиться, и никакого средства для облегчения или утешения тебе не будет, и придется тебе терпеть столько, сколько будет угодно Богу. Ибо Богу угодно, чтобы ты научился переносить напасти и скорби без утешения, чтобы ты вверил Ему себя полностью и стал бы через страдание еще более смиренным. Только тот, кому довелось страдать подобно тому, как страдал Христос, ощутит муки Христовы всем сердцем своим. Итак, крест всегда и повсюду с готовностью ожидает тебя. Куда бы ты ни пытался убежать, никуда от креста не убежишь, ибо куда бы ты ни направлялся, ты будешь нести себя с собою, (и где бы ты ни был), везде будешь находить себя самого. Куда бы ты ни обратился, к небесам или к земле, вовнутрь или вовне, везде найдешь крест, и везде придется тебе держать себя в терпении, если хочешь иметь внутренний покой и удостоиться вечности.

5. Если понесешь крест с радостью, он понесет тебя и приведет тебя к тому, чего желаешь, туда, где прекращаются страдания, которые никогда не прекратятся здесь, (в этом мире). Если же несешь крест без радости, будет он тебе непосильным бременем, которое будет отягощать тебя без меры, а нести придется. Но если ты отвергнешь один крест, непременно найдется другой, который может оказаться еще тяжелее.

6. Неужели ты полагаешь, что тебе удастся избежать того, чего не избежать ни одному смертному? Кто из святых пребывал в мире без креста, без скорби и без страданий? Даже сам наш Господь Иисус Христос в своей земной жизни и часу не провел без скорби и страданий, ибо и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых, и войти в славу Свою. [53] И зачем же тебе искать пути иного, а не этого царственного, который есть путь Креста Святого?

7. Вся жизнь Христова была крест и мученичество, что же ты ищешь себе покоя и радости? О, как обманываешься ты, как заблуждаешься, если ищешь чего-либо иного, кроме испытания страданиями, ибо вся эта земная жизнь полна бедствий и страданий и отмечена крестами, и часто чем дальше продвинулся человек в духовной жизни, тем тяжелее крест, который ему достается, ибо при возрастании любви возрастает и мука изгнания и одиночества.

8. Однако человек, оказавшийся среди столь многих бедствий и страданий, не остается без утешения, которое дается ему для облегчения (его тяжкой доли), ибо, неся крест свой, он чувствует поддержку. И если человек по доброй воле отдает себя муке (несения креста), то вся тяжесть этой муки превращается в упование на Божественное утешение. И чем более плоть изнуряется страданиями и напастями, тем сильнее укрепляется дух внутренним утешением. Иногда от страданий и бедствий и от стремления приобщиться к Кресту Христовому укрепляется дух настолько, что не хочет уже оставаться без страданий и напастей, ибо верит, что чем более страданий и тягот переносишь из любви к Господу, тем угоднее становишься Богу. Именно благодать Христова, а не человеческая добродетель делает возможной такую ревностность духа и производит в бренной плоти такие перемены, которые позволяют ей принять и возлюбить то, чего по природе своей она избегает и к чему питает отвращение.

9. Человеку не свойственно нести крест, любить крест, подвергать тело свое истязанию и изнурению, подчинять его (духу), избегать почестей, с охотою подвергаться поношениям, презирать себя и желать быть презираемым, терпеть напасти, бедствия и лишения и не желать никакого благополучия в этом мире. Всего этого свершить не сможешь, если полагаешься только на себя, но если доверишься Богу, Он ниспошлет тебе силу с небес, и здешний мир и плоть твоя покорятся твоей власти. Если будешь вооружен верою и отмечен Крестом Христовым, не убоишься и самого дьявола, наипервейшего врага твоего.

10. Итак, предназначь себя, как доброго и верного раба Христова, мужественно нести Крест Господа твоего Иисуса, Который ради тебя на Кресте был распят. Приготовься переносить многие беды и лишения в этой жалкой и никчемной жизни, ибо где бы ты ни захотел укрыться, везде тебя будет подстерегать одно и то же. Нет иного средства избавиться от напастей и страданий, кроме как претерпеть их. Так установлено, и так тебе следует поступать. Испей с любовью из чаши Господней, если хочешь быть Ему другом и приобщиться к Нему. Предоставь Богу заботиться об утешениях – Он Сам распорядится о них наилучшим для тебя образом. Ты же позаботься о своей готовности к перенесению напастей и страданий и их почитай за величайшее утешение. Ибо страдания этой жизни, даже если бы ты смог принять на себя все муки мира, недостойны заслужить тебе ту славу, которая откроется в нас (в жизни вечной).

11. Когда стараниями твоими беды и страдания станут тебе сладки и ты будешь с радостью вкушать их во имя любви к Христу, тогда можешь считать себя пребывающим в благости, ибо обрел ты рай на земле. Но до тех пор, пока тебе будет мучительно тяжело переносить страдания и ты будешь стараться избегать их, будешь всегда чувствовать себя несчастным, и боязнь страданий и бед будет тебя преследовать повсюду.

12. Но если примешь страдание и умирание как обычное и должное, сразу тебе станет легче, и обретешь мир и покой. Даже если бы ты был вместе с Апостолом Павлом вознесен до небес, то и тогда не было бы у тебя уверенности, что не придется тебе более претерпевать страдания. И я покажу ему,[54] – говорит Иисус Христос, – сколько он должен пострадать за имя Мое.[55] Итак, если ты желаешь любить Иисуса Христа и вечно служить Ему, тебе ничего не остается, кроме страдания.

13. О, если бы ты был достоин претерпеть что-либо во имя Иисуса! Какая великая слава осияла бы тебя! Сколько радости было бы всем святым! Какое назидание ближнему! Терпеть советуют все, а вот страдать желают столь немногие. Столь много находится людей, готовых переносить тяжкие страдания, дабы обрести суетные блага этого мира, – так неужели не можешь ты пострадать хоть немного ради Иисуса?

14. Твердо знай, что тебе пристало вести жизнь умирающего. И чем больше каждый из нас умирает для себя, тем больше начинает жить для Бога. Никто не способен познать небесное, если не научит себя переносить беды и страдания ради Иисуса Христа. Нет ничего более угодного Богу, нет ничего более спасительного для человека в этом мире, чем с любовью страдать ради Христа. Если бы тебе дано было выбирать, ты должен был бы предпочесть страдания ради Христа многим утешениям, ибо тогда был бы ты более подобен Иисусу Христу и более походил бы на всех святых. Наши достоинства и наше совершенствование состоят не в том, чтобы услаждаться множеством утешений, а в том, чтобы претерпевать множество бед и напастей.

15. И если бы было нечто более полезное или лучшее для спасения человеков, чем страдание, Иисус Христос, без сомненья, показал бы нам это и словом, и примером Своим. Ведь открыто призывал Он учеников, следовавших за Ним, и всех тех, кто хотел следовать за Ним, нести крест, говоря: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною.[56] Итак, все рассмотрев и все взвесив, наше конечное заключение будет таковым: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.[57] Аминь.




35 Лк 17.21.

36 Рим 14.17.

37 Ин 14.23.

38 Ин 12.30.

39 Ис 42.22; славянский перевод: «нет радости нечестивым, глаголет Господь».

40 Ср. Гал 6.14.

41 2 Кор 10.18.

42 1 Пет 1.24.

43 Ин 11.28.

44 Св. Лаврентий, Христианский мученик III века; диакон папы Сикста II умер мученической смертью при Валериане; традиция сообщает, что Лаврентий был сожжен заживо на решетке.

45 Здесь и далее цитируются Пс 29, стихи 7, 8, 9, 11, 12, которые мы приводим в синодальном переводе, по славянской Библии или в модификации, соответствующей тексту Фомы.

46 Иов 7.18.

47 Откр 2.7.

48 Ср. Лк 14.10.

49 Лк 17.10.

50 Пс 24.16.

51 Ср. Мф 16.24.

52 Мф. 25. 41.

53 Ср. Лк 24.26 и 46.

54 Т. е. Павлу.

55 Деян 9.16.

56 Лк 9.23.

57 Деян 14.22.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД