Фома Кемпийский

О подражании Христу

Христианское братство «Путь к Истине»
Киев, 1992


Содержание

Предисловие

От переводчика

Книга первая
Наставления, полезные для духовной жизни

Глава I
О подражании Христу и о презрении к миру и суете его
Глава II
О смиренном знании себя самого
Глава III
О научении истине
Глава IV
О благоразумии в деяниях
Глава V
О чтении Писания
Глава VI
О неумеренных желаниях
Глава VII
О том, что следует избегать суетных надежд и гордости
Глава VIII
О том, чтобы избегать слишком близкого общения
Глава IX
О послушании и подчинении
Глава X
О том, что следует избегать излишества в словах
Глава XI
О поисках умиротворения и рвении к духовному совершенствованию
Глава XII
О пользе от напастей
Глава XIII
О сопротивлении искушениям
Глава XIV
О том, что следует остерегаться поспешных суждений
Глава XV
О деяниях любви
Глава XVI
О терпимости к чужим недостаткам
Глава XVII
О монашеской жизни
Глава XVIII
О примере святых отцов
Глава XIX
О занятиях истинно набожного человека и доброго инока
Глава XX
О любви к уединению и молчанию
Глава XXI
О сокрушении и покаянии сердечном
Глава XXII
О невзгодах и жалком состоянии человеков
Глава XXIII
О том, что следует помнить о смерти
Глава XXIV
О страшном суде и о наказании грешникам
Глава XXV
О ревностном совершенствовании всей нашей жизни

Книга вторая
Наставления ко внутренней жизни

Глава I
О внутренней беседе
Глава II
О смиренной покорности
Глава III
О человеке вполне умиротворенном
Глава IV
О чистоте помыслов и простоте сердца
Глава V
О познании самого себя
Глава VI
О радости, которую дает чистая совесть
Глава VII
О том, что любовь к Иисусу превыше всего
Глава VIII
О том, какое благо быть с Иисусом
Глава IX
Об отсутствии всякого утешения
Глава X
О возблагодарении Бога за множественность его благодатей
Глава XI
О том, как мало истинно любящих крест
Глава XII
О царственном пути святого креста

Книга третья
О внутренней беседе Господа нашего с верною душою

Глава I
О внутренней беседе Христа с верною душою
Глава II
О том, что истина глаголет нам изнутри души нашей без звучания слов
Глава III
О том, что следует внимать словам Божиим со смирением, и о том, что лишь немногие задумываются над ними, как должно
Глава IV
О том, что следует пребывать перед Богом в истине и смирении
Глава V
О чудесном воздействии Божественной любви
Глава VI
Об испытании истинной любви
Глава VII
О том, что благодать следует оберегать смирением
Глава VIII
О том, что перед Богом мы должны считать себя недостойными и презренными
Глава IX
О том, что следует все обращать к Богу как к высшей цели и Дарователю всего
Глава X
О том, как сладостно, презрев мир, служить Богу
Глава XI
О том, что следует подвергать тщательному рассмотрению желания сердца и умерять их
Глава XII
О том, что необходимо учиться терпению и противиться вожделениям
Глава XIII
О смиренном послушании раба Христова
Глава XIV
О том, что следует размышлять о скрытых намерениях Божьих, дабы не возгордиться от получения благодати
Глава XV
О том, как следует себя держать и что говорить в тех случаях, когда охватывают тебя желания и ты не знаешь, хороши они или плохи
Глава XVI
О том, что следует искать утешение только в Боге
Глава XVII
О том, что всякое дело следует вверять Богу
Глава XVIII
О том, что, по примеру Христову, следует терпеливо переносить временные бедствия
Глава XIX
О терпеливом перенесении оскорблений и поношений, и о том, кто воистину терпелив
Глава XX
О том, что следует признаваться и исповедоваться в своих слабостях и недостатках, а также о бедствиях этой жизни
Глава XXI
О том, что следует ставить успокоение в Боге превыше всех благ и благодатей
Глава XXII
О том, что следует постоянно вспоминать о бесчисленных благодеяниях Божьих
Глава XXIII
О четырех способах достижения великого мира и спокойствия
Глава XXIV
О том, что не следует с любопытством всматриваться в жизнь других
Глава XXV
О том, в чем заключается истинный мир и успокоение сердца, и от чего бывает истинная польза человеку
Глава XXVI
О величии свободного духа и о том, что его можно достичь смиренною молитвою, а не чтением
Глава XXVII
О том, что любовь к самому себе более всего отдаляет от высшего блага
Глава XXVIII
О том, как противостоять поношениям
Глава XXIX
О том, что, подвергаясь искушениям и напастям, следует взывать к Богу о помощи
Глава XXX
О том, что следует испрашивать у Бога помощи и твердо верить в возвращение благодати Его
Глава XXXI
О том, что следует презирать все созданное, чтобы найти Создателя
Глава XXXII
О том, что следует отрешиться от себя самого и изгнать из сердца все земные пристрастия
Глава XXXIII
О непостоянстве сердца человеческого и о том, что только Бог должен быть нашей конечной целью
Глава XXXIV
О том, что любящий Бога услаждается Богом во всем и превыше всего
Глава XXXV
О том, что никто не огражден в этой жизни от искушений
Глава XXXVI
Против суетных суждений человеческих
Глава XXXVII
О том, что следует совершенно отрешиться от себя, дабы обрести свободу духа
Глава XXXVIII
О том, как следует поступать в мире внешнем и прибегать к помощи Бога в опасностях
Глава XXXVIV
О том, что человек не должен быть слишком поспешным в делах своих
Глава XL
О том, что человек сам по себе не имеет никаких добродетелей, и нет в нем ничего, за что он мог бы восхвалять себя
Глава XLI
О том, что следует презирать все преходящие почести
Глава XLII
О том, что не следует искать мир и успокоение среди людей
Глава XLIII
О том, что следует избегать суетных и мирских знаний
Глава XLIV
О том, что не следует обращать внимания на вещи внешние
Глава XLV
О том, что не следует верить каждому человеку, и о том, насколько легко у человека вырываются недостойные слова
Глава XLVI
О том, что следует уповать на Бога, когда подвергаемся мы поношениям
Глава XLVII
О том, что все беды следует переносить ради жизни вечной
Глава XLVIII
О сиянии вечности и о бедствиях земной жизни
Глава XLIX
О том, какие награды обещаны борющимся (против греха), и о желании жизни вечной
Глава L
О том, что человеку, охваченному печалями, следует отдавать себя целиком на волю Божью
Глава LI
О том, что следует обратиться к делам смиренным и простым, если не испытываешь предрасположения к делам возвышенным
Глава LII
О том, что человеку следует считать себя достойным не утешения, а наказания
Глава LIII
О том, что благодать Божья не снизойдет на тех, кто возлюбил земное
Глава LIV
О различной сущности природы и благодати
Глава LV
О тленности природы и действенности Божественной благодати
Глава LVI
О том, что мы должны отречься от себя и подражать Христу, неся свой крест
Глава LVII
О том, что не следует человеку впадать в уныние, если случается ему совершить промах или проступок
Глава LVIII
О том, что не следует стремиться проникнуть в высшие тайны и понять сокровенные суды Божии
Глава LIX
О том, что надежду и опору следует искать только в Боге

Книга четвертая
О таинстве причастия, о святом причастии Тела Христова

Глава I
О том, что следует принимать Христа с превеликим почтением
Глава II
О великой благодати и любви Божией, являемой человеку в таинстве причастия
Глава III
О том, что полезно причащаться как можно чаще
Глава IV
О многих благах, происходящих от благоговейного причащения
Глава V
О возвышенности таинства причастия и о священстве
Глава VI
О том, как следует готовиться к святому причастию
Глава VII
О том, что следует пытливо вопрошать совесть свою и стремиться к духовному совершенствованию
Глава VIII
О жертве Христа на кресте и о полном самоотречении
Глава IX
О том, что мы должны принести себя полностью в жертву Богу и молиться за всех
Глава X
О том, что не должно медлить с принятием причастия
Глава XI
О том, что причащение Тела Христова и обращение к Священному Писанию совершенно необходимы для верующей души
Глава XII
О том, что надобно готовиться к причастию Тела Христова с великим прилежанием
Глава XIII
О том, что душа благоговейная должна жаждать соединения со Христом в таинстве причастия
Глава XIV
О пламенном желании причаститься Тела Христова
Глава XV
О том, что благодать благоговения приобретается смирением и самоотречением
Глава XVI
О том, что мы должны открывать нужды свои Христу и просить у Него дара благодати
Глава XVII
О пламенной любви и о страстном желании принять Христа в сердце свое
Глава XVIII
О том, что не должно человеку суетно любопытствовать о таинстве причастия, а следует быть ему смиренным подражателем Христу, подчиняя разум свой святой вере


ПРЕДИСЛОВИЕ

Вот уже на протяжении более пятисот лет книга «О подражании Христу» (Imitatio Christi; досл.: «Подражание Христу») вдохновляет, утешает, восхищает и наставляет великое множество Христиан разных Христианских исповеданий. После Библии эта книга является для западных Христиан самым читаемым произведением классической религиозно-благочестивой литературы.

Книга «О подражании Христу» является замечательным свидетельством искренней веры, произведением чистейшей набожности и религиозного рвения, прекрасным творением литературы. Ученые, теологи, философы, праведники и простые Христиане обращались к этой книге в поисках мудрости и утешения. «Блажен тот, кто живет по заветам этой книги, а не просто восхищается ею», – так сказал о творении Фомы Кемпийского Готфрид Вильгельм Лейбниц.

В восточном Христианском мире ее знают значительно меньше. Тому было много причин, обсуждать которые здесь представляется неуместным. Книга «О подражании Христу» была переведена на все европейские языки, включая и русский. Публикация в 1898 г. русского перевода, выполненного К. П. Победоносцевым, не оставила глубокого следа в русской духовной жизни, о чем можно лишь сожалеть. Не исключено, что одной из причин тому был весьма темный во многих местах язык перевода, изобиловавшего славянизмами. Кто ныне поймет без соответствующего словаря, например, такую фразу: «Еда речет брение скудельнику: что творишь?»; сие означает: разве говорит глина горшечнику: что ты из меня собираешься создавать?

В нашу эпоху великих социальных и политических потрясений самое время прильнуть к чистым источникам истинной духовной мудрости. Мы надеемся, что предлагаемый новый перевод книги «О подражании Христу» устранит непозволительную лакуну в списке великих духовных книг, доступных читателю на русском языке.

Несколько слов об авторе этой книги. Традиционно таковым считается Фома Кемпийский (Томас Хемеркен или Хамеркен), родившийся около 1380 г. в Кемпене (недалеко от Дюссельдорфа) и умерший в 1471 г. Большую часть жизни Фома провел в монастыре, занимаясь перепиской книг, составлением биографий, проповедей и трактатов по монастырской жизни. Книга «О подражании Христу» получила распространение около 1418 г., но автор ее не был указан. Эта анонимность была принципиальной для автора, писавшего: «Не спрашивай, кто сказал, а внимай тому, что сказано». Создатель книги «не был ни теологом, ни гуманистом, ни философом, ни поэтом и, собственно говоря, даже не мистиком; он написал книгу, которой было суждено служить духовным утешением на протяжении столетий» (И. Хейзинга). Авторство этой знаменитой книги «до сих пор остается под вопросом, ибо каноник-августинец Фома Кемпийский, много потрудившийся над переписыванием рукописей, из монашеского смирения не обнаруживал различия между книгами, им переписанными, и книгами, им написанными».

С. С. Аверинцев


ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Для перевода использовалось издание: Thomas a Kempis. Opera omnia. Ed. M. J. Pohl. Freiburg, 1902-10.

В своей работе переводчик посчитал возможным сверяться со старым переводом книги «О подражании Христу» на русский язык, выполненным в конце XIX века К. П. Победоносцевым, а также с английским переводом (The Imitation of Christ; transl. by R. Whitford; N. Y., 1963) и французским переводом, очень близким к оригиналу и выполненным в начале XVII в., в 1621 г. (L'lmitation de Jesus-Christ; tr. par Michel de Manilas; P., 1854).

Все подстрочные примечания в нашем издании принадлежат переводчику; в скобки (...) заключены слова и фразы, отсутствующие в оригинале, но необходимые по смыслу, причем вводились такие слова и фразы только в том случае, если французский или английский переводы поступали так же; скобки не вводились там, где перевод «расширялся» по сравнению с оригиналом в связи с естественным переводческим процессом передачи смысла. Библейские цитаты приводятся, в основном, по синодальному переводу; иногда приходилось прибегать к славянскому переводу или к новому переводу Четвероевангелия о. Леонида Лутковского. К этому вынуждали серьезные различия цитируемого Библейского текста у Фомы и текста синодального перевода. Если цитата приведена полностью, на нее дается просто соответствующая отсылка по общепринятой системе; сокращение «ср.» – «сравни» – перед отсылкой означает, что цитата приведена у Фомы в пересказе, но все же достаточно близко к Библейскому тексту; сокращение «см.» – «смотри» – означает, что Фома использует мотив, фразы или отдельные словосочетания из тех или иных мест Библии, причем далеко не все такие места, ввиду их изобилия в тексте Фомы, были отмечены.

Мы старались дать современному читателю перевод на современный русский язык, ограничившись использованием только тех славянизмов, которые хорошо знакомы широкой читающей публике.



    К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД