Cайт католического прихода свв. апп. Петра и Павла в Великом Новгороде


В НАЧАЛО
ПРИХОДСКИЕ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
РАСПИСАНИЕ
БОГОСЛУЖЕНИЙ
ИСТОРИЯ
ПРИХОДА
ФОТОАЛЬБОМ
КОНТАКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ


Опубликовано в газете «Приходской вестник», № 14 от 30 ноября 2003 г.

В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ ПРАЗДНИК –
ПРИХОДУ СВВ. АПП. ПЕТРА И ПАВЛА 110 ЛЕТ

В этом году новгородский приход святых апостолов Петра и Павла отмечает свое 110-летие. В силу объективных причин праздник, посвященный этой дате, будет отмечаться 30 ноября, и новгородский храм, как всегда, гостеприимно распахнет свои двери всем желающим принять участие в этом торжестве.

Оказывается, еще в XII в. в нашем городе действовала церковь св. Олафа для готландских купцов, а в XIII в. – церковь св. Петра для немецких торговых и мастеровых людей. Эти факты свидетельствуют об уважении и веротерпимости еще в те далекие времена.

Наверное, нет необходимости прослеживать сейчас все этапы истории – они хорошо известны – после эпохи Реформации в конце XVIII в. наступил новый расцвет Римско-католической Церкви, затем события первой половины XIX века оказали существенное влияние на развитие католицизма в России в целом и в Великом Новгороде в частности.

Я хочу подробнее рассказать о том, что происходило в те годы на новгородской земле. Переселенцев-католиков из Польши, Прибалтики и других регионов необходимо было окормлять – крестить, исповедовать, венчать, отпевать. В 1838 г. в Новгороде открывается католическая часовня.

В 1860 г. в Новгородской губернии насчитывалось 1158 католиков, из них 920 мужчин и 237 женщин, и их окормляли два священника.

В связи с подавлением Польского восстания в 60-е годы XIX в. численность католиков в Новгороде значительно увеличилась, и уже в 1864 г. выросла почти до двух тысяч. В своем распоряжении они имели два богослужебных здания.

В фондах Государственного исторического архива Новгородской области хранится значительное количество документов о высланных в Новгородскую губернию участниках польского восстания. Среди них были дворяне, студенты, учащиеся. Вот некоторые из них: ученики 2-ой Киевской гимназии И. Петрашевич, Р. Рябинский, Р. Яголовский, Казимирский, Даровский, Поляковский, Ильницкий, поручик В. Зелинский, Леопольд и Иосич Яворские, Ф. Далевский и многие другие. Среди ссыльных были и священнослужители: епископ из Плоцка Винцент Попель, священник из Виленского прихода Михаил Глембоцкий, иеромонах Ченстоховского монастыра Бонавентура Гавельчик, священник Станислав Скульский, священник Змигородский и др.

К епископу Винценту Попелю в разное время прикомандировывались в качестве капелланов священники Затц и Сидорович.

В 1870-е гг. вице-куратором новгородского римско-католического храма был каноник Илья Баранцевич. Также он преподавал Закон Божий для молодых прихожан, обучавшихся в гимназии. В 1874 г. католическая община купила земельный участок в Новгороде и построила на нем деревянный храм. В том была большая заслуга куратора – о. Ильи Баранцевича, которому помогал в те годы викарный священник Табенский.

В середине 1880-х гг. сменился настоятель новгородского католического храма свв. апп. Петра и Павла. Им стал приехавший в город военный капеллан, магистр богословия, каноник Феликс Осипович Пиотровский, который прослужил в Новгороде фактически до 1905 года.

В 1880-х гг. деревянный храм сгорел (кстати, священник успел вынести из него Святые Дары). В связи с этим возник вопрос о строительстве нового храма, о чем в Российском государственном историческом архиве хранится дело «О постройке каменной римско-католической церкви в городе Новгороде», из которого известно, что проект костела был утвержден 31 мая 1891 г. Автор проекта, к сожалению, не назван. Можно предполагать, что им был новгородский губернский архитектор Райнольд Казимирович Кржижановский, католик по вероисповеданию, уроженец Белостока.

8 сентября 1893 г. епископ могилевский Ф. Симон осветил храм, построенный в Великом Новгороде всего за три года и ставший достопримечательностью Софийской стороны города.

В изданном в 1910 г. путеводителе В. П. Ласковского сообщается, что в костеле имеются хороший орган, а также интересная картина на религиозный сюжет – «Целование Иуды». Со временем открываются часовни в городе Боровичи, поселке Николаеве и на кладбище в Новгороде. Все они были приписаны к храму свв. апп. Петра и Павла.

В 1904 г. прихожанами храма было создано римско-католическое благотворительное общество под председательством баронессы А. Д. Врангель. Настоятелю храма помогал о. Казимир Мустейкис, который был также и законоучителем в реальном училище, и о. Иоанн К. Кажлевич.

В 1907 г. при римско-католическом благотворительном обществе был создан приют. В нем находились 25 детей. На Рождество ставились спектакли, проводились концерты.

Общество заботилось о бедных прихожанах: предоставляло ссуды на учебу, оказывало помощь при похоронах, помогало больным, увечным.

Названные в «Памятных книжках» фамилии членов римско-католического общества позволяют определить профессиональные занятия мужчин (женщины, как правило, занимались только благотворительностью). Горожане католического вероисповедания трудились в различных ведомствах. Например, провизор Александр Иосифович Гинтовт, владевший в Новгороде аптекой на Санкт-Петербургской улице, в течение многих лет был гласным городской Думы, казначеем новгородского общества врачей и попечительства детских приютов, работал в бесплатной детской больнице; К. А. Симон и В. Ф. Сущевский-Ракуссо работали инженерами – путейцами на железной дороге; В. Ю. Совинский занимал должность младшего ревизора Контрольной палаты; В. И. Мисевич являлся гласным городской Думы и членом землеустроительной комиссии от удельного ведомства; И. Р. Жолкевский служил старшим помощником надзирателя акцизных сборов; О. И. Лесецкий – заведующим Новгородского лесничества; С. А. Ем – помощником губернского землемера.

Также среди выходцев из Польши было много военных: подполковники Г. М. Пиотровский и Л. А. Чарновский служили в 87-ом Нейшлотском полку, расквартированном в Аракчеевских казармах; штабс-капитан И. Л. Чарновский служил в 85-м Выборгском полку.

Известен также предприниматель К. С. Садовский – потомственный почетный гражданин, один из основателей пивомедоваренного завода «Богемия».

Таким образом, среди католиков было много представителей технической интеллигенции и военного сословия, внесших большой вклад в историю развития новгородского края.

По данным 1908 г. в Новгородской мужской гимназии законоучителем служил о. Казимир Батуро, а в 1910 г. он окормлял молодых католиков в женской и мужской гимназиях Новгорода.

В последующие годы в храме сменился настоятель – приехал о. Мартин Андреевич Венцлав. Он, как и его предшественники, читал курс Закона Божьего в женской гимназии, мужской гимназии им. Императора Александра I, а затем и в реальном училище вплоть до 1917 г.

События первой мировой войны и октября 1917 г. изменили жизнь страны. Численность католиков в Новгороде стала уменьшаться за счет отъезда поляков и литовцев на свою историческую родину. Радикальные же изменения произошли после принятия в январе 1918 г. декрета Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви. Эти решения Советского Правительства лишали религиозные объединения права юридического лица, включая владение имуществом, которое передавалось государству. В начале 1920-х гг. из храма были конфискованы предметы из драгметаллов, церковная утварь. С 1922 по 1926 гг. новгородских католиков окормляли Иоанн Грасс и Владислав Чегис. В последующие годы священники приезжали редко. В марте 1933 г. Новгородскую римско-католическую церковь закрыли. Была произведена опись имущества и передача его в государственные учреждения. Несколько портретов и картин были переданы в музей. Ковры, подсвечники, лиловая риза и многое другое – в столовую райкома партии, некоторые вещи – военным организациям. Здание храма было отдано Новгородскому отделению общества автомобилистов.

Начались долгие годы забвения...

Папа Пий XII в одной из бесед так сравнивает эти годы с, казалось бы, навсегда ушедшими днями: «Но разве можно сравнить то время с настоящим. Тогда в России были католические епархии и епископы, церкви, монастыри, священники, монахи. Были семинарии, школы, союзы. Была католическая печать. А сейчас? Нет ничего, ничего решительно, совершенная «tabula rasa».

Но нельзя на земле уничтожить то, что создавалось на небесах. Много раз в России я слышал рассказы о том, как в годы, казалось бы, тотального атеизма приходили пожилые люди на могилы священников и там молились или же, прислонившись к старому дереву, одиноко стоящему рядом с бывшим храмом, под шум дождя славили Господа. Никакие силы не смогли вырвать розарий из рук матерей, которые, склонившись над колыбелью своих детей, шептали «радуйся, Мария». Я уверен, что в каждом российском приходе происходило нечто подобное и много чего есть рассказать нашим милым бабушкам, моим самым дорогим прихожанкам, на своих плечах перенесшим все тяготы тех лет. Благодаря их молитвам, их чистой вере в 1991 г. началось возрождение новгородского римско-католического прихода. Среди документов, хранящихся в приходе, есть копии объявлений, опубликованных в газетах «Новгородские ведомости» и «Новгород», где говориться о вновь создаваемой католической общине.

В 1993 г. в Новгород приезжает о. Кшиштоф Пожарский и 28 мая того же года приход был официально зарегистрирован. Городские власти предоставили возможность организовать временную часовню в одном из помещений кинотеатра «Родина» – бывшего костела, и 16 июня 1996 г. апостольский администратор для католиков латинского обряда архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил возвращенное и отремонтированное прихожанами здание храма. Таким образом, начался новый этап в истории католической церкви в Великом Новгороде.

Сегодня в приходе действует воскресная школа, проводится подготовка к таинствам, проходят библейские встречи, издается приходская газета. Прихожане принимают участие в паломничествах по святым местам, что помогает им возрастать в вере. Храм, располагая большими свободными помещениями, постоянно принимает у себя гостей, приезжающих на духовные упражнения в Великий Новгород, где сама земля с ее многовековой историей христианства помогает людям открывать сердца Иисусу. В храме есть библиотека, где собраны редкие для России издания католической литературы. Особая гордость католиков – это новый орган. В течение 10 лет в храме регулярно проходят благотворительные концерты. Приход не оставляет без внимания и места захоронения католиков, многие тысячи которых находятся на территории Новгородской области.

Особые слова хочется сказать и о сестрах, монахинях конгрегации Францисканок Миссионерок Марии. С ними в нашем храме тепло и уютно, а в той любви, которую они дарят сегодня больным и бездомным, голодающим и отвергнутым, мы видим и чувствуем любовь Иисуса.

Жизнь новгородского прихода, я думаю, ничем не отличается от жизни десятков таких же российских приходов. Те же проблемы и радости, те же трудности и огорчения. Может быть, сегодня больше трудностей. Но мы всегда можем с интересом оглянуться назад, чтобы с новой надеждой посмотреть в будущее. И такие замечательные праздники, как тот, что будем 30 ноября отмечать в Великом Новгороде, позволяют призывать – радуйтесь, «дабы испытанная вера наша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явлении Иисуса Христа, Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Петр 1, 7).

о. Мирослав Корсак, настоятель прихода
святых апостолов Петра и Павла
в Великом Новгороде


другие статьи «Приходского вестника»



  © 2008 ПРИХОД СВВ. АПП. ПЕТРА И ПАВЛА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ