Cайт католического прихода свв. апп. Петра и Павла в Великом Новгороде


В НАЧАЛО
ПРИХОДСКИЕ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
РАСПИСАНИЕ
БОГОСЛУЖЕНИЙ
ИСТОРИЯ
ПРИХОДА
ФОТОАЛЬБОМ
КОНТАКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ


АД

Некоторые христиане не верят в существование ада, заявляют, что Бог не может быть так жесток, и хотят, чтобы Церковь отказалась от этого пункта своей доктрины. Но, перед лицом претензий на безусловное и всеобщее вечное спасение, Церковь обязана провозглашать Слово Божие целиком, в том числе и в отношении человеческой ответственности. Иисус сказал: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». (Мф 13, 49-50). Эти и подобные Его слова вызывают вопрос:

«Как согласуется вечный ад, открыто провозглашенный Иисусом, с Его милосердием и любовью к ближнему?»

Мы привыкли сравнивать суд Божий с судом человеческим, где применяются наказания внешние. Но Божий закон – это закон внутренний, духовный. Речь идет о законе Святого Духа, о законе любви, который вписан Богом в нашу совесть. Суд Божий делает вечным то, что мы сеем в течение жизни – и хорошее, и плохое. Вечность же сделает очевидным только следующее: некоторые важные грехи ведут к саморазрушению. Осужденный ясно увидит всю правду о себе самом. Сколько ханжей живут по фарисейски, лицемерно успокаивая себя искаженной совестью, не налагая на себя никаких обязанностей ради любви к Богу? И только Его суд, отделяющий свет от тьмы, сделает правду очевидной.

Возможно, богач из притчи Иисуса (Лк 16,19-31) не ожидал, что попадет в ад; может быть, он тоже в ад не верил. Но Бог нисколько его не обманывал. Грешники сами созидают свое падение, отмахиваясь от призывов к Любви и Правде, которые Христос обращает к их совести.

Бог «хочет, чтобы все люди спаслись», пишет святой Павел (1 Тим 2,4). Это значит, что Бог вовсе не намерен мстить или губить. Но Он дарит нам свободу, и по поразительной причине: мы созданы для любви Бога. Мы можем любить, только будучи свободными, но по этой же причине мы можем отказаться от любви. В этом случае Господь уважает нашу свободу, и поэтому Он не спасет нас против нашей воли. Как говорит святой Августин: «Бог, который создал нас без нашего участия, не хочет без нас спасти нас».

Несмотря на то, что Христос принял за нас крестную смерть, мы можем отказаться от Его любви, мы можем ожесточить наши сердца при помощи равнодушия и отказа. Но до порога нашей смерти – как в случае с «добрым разбойником» – любовь Христа и Его милосердие остаются для нас открытыми, насколько бы мы не упали в бездну греха. Смерть – это момент, в который наша вечная судьба делается определенной и безвозвратной.

Ад – это нехватка Божией любви, единственного источника настоящей радости. И осознание того, что по собственной вине невозможно достичь полноты любви, приведет к вечному отчаянию. Символы, традиционно используемые для описания ада, например, бездна, огненная печь, истязания, плач и скрежет зубовный, являются верными, но не буквально, как и вообще любые образы.

Иисус сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно... итак бодрствуйте на всякое время и молитесь...» (Лк 21,34-36). Здесь не угрозы, а полное любви предостережение, как будто Он сказал: «Помните, что вы ценны для Меня, что ваша свобода важна для вечности, помните, что всяким выбором, всяким конкретным деянием по отношению к Богу или ближнему, всякой внутренней борьбой, согласием или несогласием перемениться вы вносите вклад в создание или разрушение своей вечной жизни».

Например, супружеская измена чаще происходит из стремления к сексуальному наслаждению, чем из ненависти к Богу. Но она является столь серьезным преступлением против Божиих установлений и супружеской любви, в которой Сам Бог присутствует, что фактически ломает отношения с Богом. Если до смерти не произойдет никакого обращения и возвращения к Богу, не возникнет желания получить Его прощение, то тогда этот грех, ввиду своей важности, может превратиться в ненависть к Богу.

И в заключение: страх перед адом не является сутью нашей веры. И однако забыть про ад означает забыть бесконечное и полное любви уважение Бога к свободному выбору, который совершают Его дети.

И если страх перед адом не может быть сутью христианства, он иногда может быть спасительной встряской, которая побудит нас бороться против искушений и грехов.

свящ. Баттиста Кадеи (Battista CADEI)
Из журнала «Espero Katolika», №1-2, 2004
перевел Георгий Кеворкянц



  © 2008 ПРИХОД СВВ. АПП. ПЕТРА И ПАВЛА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ