Cайт католического прихода свв. апп. Петра и Павла в Великом Новгороде


В НАЧАЛО
ПРИХОДСКИЕ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
РАСПИСАНИЕ
БОГОСЛУЖЕНИЙ
ИСТОРИЯ
ПРИХОДА
ФОТОАЛЬБОМ
КОНТАКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ


Опубликовано в газете «Приходской вестник», № 5 от 4 апреля 1999 г.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА

Покайтесь и веруйте в Евангелие
(Мк 1,15)

Дорогие братья и сёстры!

Три последних года, а особенно этот 1999 год, являются для всей Церкви и для каждого христианина особенным даром Бога, они – непосредственная подготовка к юбилею 2000-летия христианства.

Вся Церковь готовится к празднованию этого торжества, но это время должно быть также лично использовано каждым христианином для укрепления своей веры, чтобы она стала более динамичной, чтобы каждый полностью вверил себя Ему и уповал на Него во всём. Это требует постоянной заботы о наших взаимоотношениях с Богом.

Для каждого из нас важным является вопрос: возрастает моя вера или умаляется? Наша вера должна развиваться в непрерывном процессе обращения, обращения к Богу, что может произойти только через покаяние.

Грех – это прежде всего оскорбление Бога, разрыв отношений с ним. Одновременно грех также наносит ущерб общению с Церковью. Поэтому обращение приносит в одно и то же время Божие прощение и примирение с Церковью.

Только Бог прощает грехи. Иисус есть Сын

Божий, поэтому Он говорит о Себе: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк 2,10), и Он пользуется этой божественной властью: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк 2,5). Более того – в силу Своей божественной власти – Он даёт эту возможность священникам, чтобы они осуществляли её от Его имени.

Давайте задумаемся, насколько важным для каждого христианина является таинство покаяния.

Всякий раз, когда мы с искренним раскаянием приступаем к Таинству Покаяния, которое можно назвать Таинством обращения, каждому из нас открываются огромные возможности для возрастания в вере. Св. Амвросий говорит о двух типах обращения, о том, что в Церкви «есть вода и слёзы, вода Крещения и слёзы Покаяния».

Таинство Покаяния не всегда занимает в нашей жизни то место, которое должно занимать. Причинами могут быть рутина, погрязание в повседневности, отсутствие подготовки и готовности.

Мы слишком редко вспоминаем о том, что исключительным путём благодати и нашей встречи со Христом является не только Евхаристия, но и Таинство Покаяния.

Как часто я исповедуюсь? Может быть редко, или вообще никогда не вспоминаю в молитве о своём духовном отце, чтобы он становился для меня всё более совершенным орудием Бога и помощником в деле моего обращения.

Готовясь к Таинству Покаяния, надо выполнить пять условий этого Таинства:

  1. Испытание совести.
  2. Сердечное сокрушение о грехах.
  3. Твёрдое намерение больше не грешить.
  4. Искренняя исповедь.
  5. Удовлетворение за грехи Богу и ближнему.

Испытание совести – первый этап подготовки к Таинству Покаяния – начинаем молитвой к Духу Святому, чтобы мы с его помощью вспомнили, узнали и признались в грехах, совершённых с момента последней исповеди. Мы должны посмотреть на себя и попытаться осознать, в каком направлении движется наша жизнь? Кем является для нас Иисус Христос? Каков наш основной выбор, совершённый в глубине сердца?

Действительно ли ты до конца избрал Бога? Если это не так, то все остальные твои грехи будут следствием и результатом этой основной вины.

Поиск правды в нас самих – вот что имеется в виду под испытанием совести. Основной путь к этому – взглянуть на свою жизнь в свете Слова Божия, обдумать соблюдение нами Божьих заповедей. Важно всегда сознавать, что Бог дал нам объективный закон, и грех – это самоугодническое, эгоистическое нарушение этого закона любви.

Существуют различные виды грехов. Можно грешить делом, можно мыслью, а можно и упущением. И именно из греха упущения вырастает такой грех, когда ты оставляешь Христа, бросаешь Его, отводишь Ему самый крохотный уголок твоего сердца. Этот компромисс, это отсутствие радикальности – это твой основной грех. Христос никогда не был для тебя высшей ценностью, вера твоя ещё тепла...

Очень важным из пяти условий Таинства Покаяния является раскаяние в собственных грехах.

Что мы делаем перед исповедью? Наша непосредственная подготовка к встрече со Христом должна заключаться в раскаянии, в сокрушении. Сокрушение – это наше духовное расположение перед Крестом, это ощущение, что своими грехами мы причинили боль Христу, это желание просить у Бога прощения и исправить причинённое зло. Мы не сможем обратиться, пока по-настоящему и до конца не раскаемся.

Раскаяние – это акт смирения. Мы должны непрерывно возрастать в смирении, а значит, и раскаяние должно непрерывно возрастать в нас.

В Таинстве Покаяния мы встречаемся со Христом, Который жаждет простить нас и исцелить раны нашего греха, но если мы не покажем своих ран, Он не сможет их исцелить, поэтому важно, чтобы наша исповедь была искренней.

Христос слушает нас в лице священника, Он знает о том, какие мы есть, и всё, что мы сделали прежде, чем мы исповедуемся в наших грехах. Однако такова воля Иисуса, чтобы в смирении мы признали свою вину и искали у Него прощения через священника, который является орудием Божьего милосердия.

Священник от имени Христа говорит: «Бог, Отец Милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир, и я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Наконец, мы должны испытать искреннее желание возместить Богу и ближнему за наши грехи молитвой, покаянием и благотворительностью.

Братья и сёстры, Таинство Покаяния – это драгоценнейший дар Бога человеку. Поэтому каждый раз, приступая к этому Таинству, должны мы смотреть на Милосердного Отца, который с любовью принимает каждого грешника, кающегося в своих грехах.

В этом таинстве обновляем нашу дружбу с Богом, имеем возможность начать заново строить нашу духовную жизнь.

с молитвой
о. Мирослав Даниельский


другие статьи «Приходского вестника»